Испытано на себе. Аэропорт: взгляд изнутри
- 4 февраля 2013
- Igor Nerodigrechka
Нашему журналисту показали аэровокзал с его "изнанки"
9 февраля отмечается День гражданской авиации России. В связи с этим мы решили взглянуть на наш пензенский аэропорт не с точки зрения пассажира, который просто пользуется услугами авиалиний, но побывать там, куда доступ большинству людей закрыт, а также узнать некоторые нюансы работы аэровокзала.
Автотранспорт
С детства испытываю огромную тягу ко всему летающему. Потому многое я знал еще до того, как попал за ограду аэропорта. Вот, например, аэродромный автобус. Он сильно отличается от городских. Во-первых, он шире, во-вторых, ниже и, в-третьих, в нем почти нет сидячих мест, а двери расположены с обеих сторон. Такие особенности объясняются просто: этот автобус не предназначен для долгих поездок. Он нужен для того, чтобы довезти пассажиров от трапа до перрона и обратно. Однако из-за того, что сейчас в Пензу летает только один борт, и он подъезжает прямо к перрону, автобус пока не нужен. Необходимость в нем появится тогда, когда к нам начнут летать самолеты побольше.
А вот автомобиль для обработки самолета противообледенительной жидкостью зимой используется постоянно. Вся проблема зимы для самолета в том, что снег намерзает на крылья, и полет с таким загрязнением становится очень опасным. Поэтому всю машину перед вылетом обрабатывают специальной жидкостью, которая растапливает снег и лед и в течение нескольких десятков минут мешает намерзанию осадков на крыло и фюзеляж. Как правило, за это время борт уже поднимается в воздух, а там осадки просто сдуваются воздушным потоком.
А это аэродромный тягач. Современные самолеты с большой вместимостью не могут сами правильно "припарковаться" из-за своих размеров. Тягач как раз создан для помощи таким бортам. Он низкий - чуть-чуть выше собственного колеса. А дорожный просвет ему не важен - машина создана для езды по ровной полосе, а не для буераков.
Снег и лед для самолета одинаково губительны, будь они на крыле или на взлетно-посадочной полосе. Раньше были специальные автомобили, прозванные "Горыныч". Свое имя они получили из-за того, что спереди был подвешен реактивный двигатель от списанных истребителей. Струя раскаленных газов направлялась так, чтобы растапливать и сдувать с полосы снег, лед и мусор. Эти машины были тяжелы, опасны и непрактичны. А вот новая техника работает иначе. Перед собой она толкает широкий скребок, в середине машины стоит специальная щетка, которая сметает мусор и остатки снега и льда в сторону. Сзади установлен специальный двигатель, который направленным потоком холодного воздуха сдувает все, что осталось на полосе. Правда, включают его только при минусовых температурах - чтобы снег, оставшийся после первой машины не слипся и не превратился в ледяной валик. После механической обработки следует химическая: полосу обрабатывают реагентом, который убирает то, что не смогла убрать техника. Таких машин в нашем аэропорту две. Но кроме них есть и простые автомобили-снегоуборщики.
Взлетно-посадочная полоса
Садимся в служебную машину и едем на взлетно-посадочную полосу. Проезжаем по специальной дороге, ведущей сразу на летное поле. У самого перрона расположена пожарная станция. Это сделано специально на случай ЧП - чтобы пожарные бригады могли быстро приехать в любую точку поля.
Перед выездом на перрон машина останавливается: сопровождающий связывается по рации с диспетчерской вышкой и докладывает о перемещениях. Диспетчер всегда должен быть в курсе того, что происходит в его зоне ответственности. Иначе никак.
Проезжаем по перрону, потом по рулежной дорожке и выезжаем на полосу. На ней красуются две огромные цифры "2" и "9". Это курс, на который выходит полоса. Для наглядности: возьмите компас и найдите на нем отметку "290". Вот на это направление и выходит взлетная полоса нашего аэропорта.
Разметка, напоминающая пешеходнeю "зебру" здесь обозначает конец полосы. Это одновременно и отметка так называемого исполнительного старта, откуда самолет начинает свой разбег, и предупреждение для пилота садящегося самолета. Оно говорит о том, что борт может выкатиться с полосы. Второе такое предупреждение нарисовано на новом, еще не сданном участке, и сделано оно в виде стрелки, указывающей в сторону взлетного направления. Осевые линии для руления нарисованы желтой краской.
Кстати, вся полоса содержится в полной чистоте и летом, и зимой. Также расчищается и первые 300 метров новой полосы - на случай выката. Перрон чистится только на половину - пока в полной его очистке нет необходимости.
Конец полосы отмечается и специальными лампами. Если смотреть на них из садящегося самолета, они будут красными. А с другой стороны они зеленые. Такие же лампы стоят и по краям полосы и рулежной дорожки.
Диспетчерская вышка
Святая святых всех аэропортов - диспетчерская вышка. Именно от диспетчеров зависит безопасность тысяч человек, находящихся сейчас в воздухе.
Вышка строится так, чтобы у нее был круговой обзор - иногда диспетчер "ведет" садящийся или взлетающий борт без приборов. Но это скорее исключение из правил. Большинство аэропортов оборудованы наземным радаром, который отображает все перемещения техники на земле. Рядом с ним находится экран другого, "воздушного" радара. На нем диспетчер постоянно отслеживает перемещения всех самолетов, находящихся в зоне ответственности. Рядом с меткой борта высвечивается вся необходимая информация: номер борта, рейс, курс, скорость и эшелон (на воздушном языке - высота). Руководствуясь этими данными, диспетчер помогает пилотам безопасно лететь на его участке. Если они хотят сменить эшелон, скорость или курс, они обязаны сначала сообщить об этом диспетчеру.
Кстати, наши диспетчеры загружены не очень сильно: в сутки над Пензенской областью проходит около 200 бортов. Но некоторые из них - международные. Поэтому диспетчер должен знать английский язык. Для этого в здании аэровокзала существует кабинет английского языка.
Итого
Аэропорт, каким мы его не видим, является сложным организмом, который должен работать четко и слаженно. Периодически в аэропорту проводятся учения - для них есть специальный макет вертолета, который необходимо потушить и спасти экипаж и пассажиров. Также на складах хранятся медикаменты, инструмент и прочие необходимые в случае происшествия вещи. Об этом неприкосновенном запасе весь персонал аэропорта хоть и говорит, но приговаривает: "Не дай Бог понадобится". И действительно, неприкосновенному запасу и экстренному чемоданчику лучше всегда оставаться нетронутым.