Оружие победы: тяжелые танки семейства «Клим Ворошилов»
- 8 апреля 2013
- Igor Nerodigrechka
Продолжаем обзор военной техники СССР
От автора
Танки КВ стали настоящим ужасом немцев. По легенде, когда Гитлеру показали этот танк, он орал на своих подчиненных так, что у них фуражки сдувало. И было из-за чего поорать и позлиться: фюреру показали изуродованное попаданиями чудовище. Попаданий в танк немцы насчитали более 60, а вот пробитий - всего несколько штук. После этого в Германии и появились тяжелые танки «Тигр», «Тигр-2» - он же «Королевский Тигр» и прочие другие.
История танка
Тяжелый танк «Клим Ворошилов» - так расшифровывается название «КВ» был разработан еще до войны. Он применялся во время финской кампании и в Великой Отечественной войне. Основной его задачей был прорыв линии фронта и уничтожение укреплений противника.
Изначально планировалось создать что-то вроде многобашенного Т-35. Инженеры считали, что малые башни должны заниматься пехотой, а основная, с главным калибром - бронетехникой. Получался своеобразный линкор в миниатюре. По счастью, к 1938 году, когда танк только начинал вырисовываться на чертежах, всем стало ясно, что многобашенная компановка себя изжила и стала тупиковой веткой развития.
Началась работа, и к августу 39-го первый прототип был готов. Боевое крещение машина получила в советско-финскую войну 1939-40 годов. На фронт он отправился с двумя экспериментальными танками СМК и Т-100. Оба этих танка были двухбашенными.
Вот танк СМК.
А вот танк Т-100. Как видно - оба танка очень похожи.
Все три танка хорошо себя проявили в боях, но на вооружение приняли именно «КВ». Тут надо сказать отдельное "спасибо" более толстой броне при равных огневой мощи и весе. Единственным минусом была слишком слабая пушка - не пробивала она финские ДОТЫ. Тогда началась работа над танком КВ-2.
Новый танк получил 152-миллиметровую гаубицу и новую башню-«будку». Высота танка увеличилась с 2,7 метров до 3,2 метра. За счет этого танк стал настоящим подарком для артиллерии - не заметить его смог бы только слепой. При оборонительной тактике боя, правда, этот танк окапывали, маскировали под холмик и использовали как укрепленную огневую точку.
Кстати, об огневых точках: было немало случаев, когда КВ-2 останавливался из-за поломок и, продолжая бой, удерживал значительные силы противника. 152-миллиметровая фугасница легко уничтожала немецкие танки, а три пулемета не позволяли пехоте подобраться к машине.
Еще одним минусом машины было слабо продуманное место механика-водителя. У него не было своего люка. Поэтому при гибели машины боец, зачастую, сгорал вместе с ней.
КВ-1с
Помимо КВ-2 существовала модификация КВ-1с. Их создали в 1942 году. Индекс «с» изначает скоростной. И действительно. Скорость танка «КВ» равнялась 34 километрам в час. У КВ-1с она возросла до 42 километров в час. Тяжелая бронированная коробка весом 47,5 тонны, постоянно палящая из пулеметов и 76-миллиметровой пушки и на 34 километрах в час вызывала если не ужас, то уважение. А после повышения скорости и «похудания» на 5 тонн танк мог претендовать на звание ночного кошмара.
Новый танк получился быстрее не только из-за дополнительных 100 лошадиных сил двигателя. Его немного укоротили, ослабили броню, переделали башню. Если быть совсем дотошным, то танк КВ-1с является чем-то средним между средним и тяжелым танком. Это был своеобразный переход семейства «КВ» от тяжелых к средним танкам. После появления на фронте «Тигров» снаряд 76-миллиметровой пушки перестал пробивать немецкую броню. Были эксперименты по установке в башню 85-миллиметровой пушки, но дальше них дело не пошло.
КВ-3
От этого танка осталось больше воспоминаний, чем реальных его частей. Машина приняла участие только в одном бою, в котором и погибла вместе с экипажем в полном составе. Мне удалось найти только одно описание этого боя, приведенное во всех статьях с упоминанием этого танка. Все они ссылаются на командира танковой бригады Осадчего.
- Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной, - пишет комбриг. - Танк поступил в мою роту, и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций. В декабре 1941 года наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать реку Тосна и во взаимодействии с частями 43й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через реку Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий, и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб.
Так до конца и не ясно, от чего погиб танк. Предположительно, один из немецких снарядов, пробив борт, попал в боеукладку, от чего она и взорвалась. Кстати, Осадчий ошибся - масса танков КВ никогда не превышала 100 тонн. Это был последний тяжелый танк семейства КВ. Ходили легенды о танке КВ-5, но в металле он так и не был воплощен. Однако этот танк породил немало шуток, например «Сталинский оркестр». Не вижу смысла о нем рассказывать - все и так видно на его изображении.
КВ-85
Последним танком семейства стал тяжелый танк КВ-85. Его построили на базе КВ-1с. Модификация плучила 85-миллиметровую пушку и новую башню. Такая же точно башня ставилась на танки ИС. Собственно, танк является переходом от КВ-1с к ИС-1.
КВ-85 был последней боевой машиной серии КВ, воплощенный массово в металле. Уже к 1942 году эти танки успели устареть. Они были уже слишком тяжелы, медлительны и не могли противостоять немецким снарядам. В 1943 году начался выпуск тяжелых танков ИС и ИС-2, которые и стали основными тяжелыми танками СССР. Но это уже совсем другая история.