22 июня, в России объявлен Днем памяти и скорби. 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России.
Михаил Каплан, актер драмтеатра.
- В этой долгой войне участвовали дедушки, бабушки, мамы, папы и другие родственники нынешних актеров, чиновников и других известных пензенцев.
Мы решили узнать, что им рассказывали о войне. У меня отец воевал. Он не любил рассказывать какие-то конкретные истории. Говорил о том, как в Белоруссии попали в окружение и как потом выбирались; как киев три раза передавали из рук в руки....
Не было еды, тонули в болоте, по трое суток не спали. Тогда вместе с отцом в окружение попал целый батальон (это около 400 человек), а выбрались в итоге только семеро.
Я помню, что первое мое актерское выступление было именно ради отца. Его ранили по Калачом и он попал в госпиталь. А нам прислали похоронку.
И только потом его друг рассказал, что папа лежит с контузией. И его хотели переправить в другой город, а везли через Свердловск. Где мы жили.
И мы с мамой пришли на станцию просить, чтобы папу оставили в нашем городе. Мама мне тогда сказала: «Плачь как можно сильнее и жалостнее».
И я плакал. Папу оставили с нами. В итоге он почти полностью восстановился, только со слухом проблемы остались.
Олег Володин, директор пензенского «Центра организации дорожного движения»
-Дед мне никогда не рассказывал о войне. Я все время обижался на него. Мне так хотелось послушать про героические сражения.
И только потом, повзрослев, я понял, что война — это кровь, грязь и боль и ничего героического в ней нет. Так что спасибо обоим моим дедушкам: второй погиб при форсировании Днепра.
Иннеса Христофорова. Заместитель начальника пензенского управления ЗАГСа
Но осталась память о том, как тяжело было бабушке. Она трудилась здесь, а не на фронте, но и оставшимся дома было далеко не сладко.
Все работали, выкладываясь по полной, а потом их сажали в машину и везли за город рыть окопы. Но все были настроены на победу и воспринимали это как должное. Никто не жаловался.