Аналитики агентства Infoline подсчитали, сколько денег перетечет в крупную розницу после вступления в силу запрета на продажу в ларьках и магазинах площадью менее 50 кв. м пива (1 января 2013 г.) и сигарет (правительство внесло такой законопроект в Госдуму в конце октября).
- На пиво в среднем приходится около 40% выручки киосков и около 40% — на табачные изделия, подсчитали в Infoline. Запрет на продажу этих товаров приведет к тому, что из 78500 существующих ларьков в 2013-2014 гг. будет закрыто около 30000, а 25000 — перепрофилировано. Продажи оставшихся сократятся более чем вдвое, - сообщает Финансовая лента. - Стационарным магазинам площадью менее 50 квадратных метров продажи пива приносят 10-25% выручки, табака — 5-15%. После введения запретов будет закрыто около 12000 таких объектов, а более 20000 — перепрофилировано, оставшиеся 100000 магазинов сократят продажи в 1,5 раза с 1,56 трлн руб. в 2011 г. до 1 трлн руб. в 2014 г., ожидают аналитики агентства.
Выиграют супер- и гипермаркеты, ожидает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров: действие запретов принесет крупной рознице 1,1 триллион рублей в 2013 г. и 1,7 трлн рублей в 2014 г.
Перемены позитивны для розничного сектора, говорит аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина.
«Если исходить из предположений, что сейчас уровень проникновения современных форматов торговли составляет около 45%, а объем рынка продовольственного ритейла — это более 10 млрд руб., то полный переток продаж из малой розницы в современные форматы может составить более 20% от их текущего уровня продаж», — рассуждает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.
Но, уверена Колбина, запрет на продажу табачных изделий и пива в ларьках не станет поводом для пересмотра прогнозов продаж и рентабельности крупнейших игроков.
Выручка 550 крупнейших торговых сетей благодаря запретам, по подсчетам Бурмистрова, может в 2013 г. быть на 400 миллиарда рублей выше, чем если бы антиалкогольный и антитабачный законопроекты не вступили в силу.
Крупнейшие розничные операторы — X5 и «Магнит», продолжает Бурмистров, могут получить дополнительно 40 млрд и 50 млрд руб. дохода в 2013 г., а в 2014 г. — 60 млрд и 80 млрд руб.
«Магнит» не учитывает возможного эффекта от закрытия малой розницы в прогнозах, признается представитель сети Олег Гончаров: «Скорее всего какая-то часть покупателей, которая уйдет от мелкой неорганизованной розницы, может в итоге достаться крупным сетевым игрокам, но в какой мере — неясно. Слишком много факторов влияет на эти процессы».
«Прямой зависимости между доходами сетевой розницы и закрытием ларьков нет», — утверждает и директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов, но сетевой рознице станет сложнее торговать табаком — магазины обяжут убирать сигареты в закрытые боксы и продавать их по прейскуранту. Это, объясняет Сусов, увеличит издержки сетей: если раньше табачники сами устанавливали боксы с сигаретами над кассами, то теперь, когда витрина с сигаретами перестанет быть рекламной площадкой, магазинам придется закупать торговое оборудование и нанимать отдельного продавца.
По прогнозам Бурмистрова, запреты дадут толчок развитию нелегальной торговли сигаретами в деревнях и селах, где нет торговых точек площадью более 50 квадратных метров.
Этого же мнения приедрживается и владец пензенского ларька Александр Ставронов.
- Что проку, например, о закона, запрещающего торговать пивом в остановочных павильонах? Можно подумать, магазины так далеко стоят, что до них не дойти. Вот закроемся мы, кто будет заниматься остановками? Кому это надо? Ясное дело, вся прибыль потечет в гипермаркеты, только они извлекут выгоду из этих законов, а мелким предпринимателям и рядовым пензенцам эти законы принесут только неудобство и разорение. Все знают: в большой магазин зайдешь за хлебом, а уйдешь с двумя пакетами покупок.