Режиссер Марина Михайлова: «Пенза сначала показалась мне дырой»

Сейчас руководитель «Театра на обочине» считает, что в нашем городе живут удивительные люди

Режиссер известного пензенского «Театра на обочине» рассказала нашему журналисту свою личную историю.

Учеба

 

Я родилась, жила и училась в Ташкенте. При этом училась в одном из самых крутых театров постсоветского пространства. Прошла конкурс из 15 человек на место. Вообще мечтала стать астрономом, но у меня были проблемы с физикой. Хотя, я была очень умным ребенком, даже школу закончила в 15 лет - мне очень легко все давалось.

Я все схватывала очень быстро. И это заложило во мне неправильное качество — меня не научили учиться. Для меня не было места в школе, которая стремится к унификации. Она не воспитывала во мне привычки к труду. Поэтому театр стал первым переломным моментом в моей жизни. Вторым - стала Пенза.

«Если хочешь что-то получить — паши, как папа Карло»

 

В 7 лет мама спонтанно отдала меня в театральную студию. Я попала к хорошему педагогу, и в студии меня научили, что, если ты хочешь что-то получить, то должен пахать как папа Карло. Первые свои деньги я заработала в 8 лет - играла котенка в новогодней сказке.

Прошла конкурс из 350 человек на 25 мест

 

Я вообще очень рано начала зарабатывать. В 14 лет я поступила в театр «Ильхом». Благодаря студии мне это далось легко, несмотря на конкурс (350 человек на 25 мест). «Ильхом» набирал курс раз в 4 года, поэтому я решила рискнуть.

Это легендарный театр, попасть в него в Ташкенте все равно, что попасть в «Ленком» в Москве. Хотя это был один из тех периодов, когда я пыталась «стать человеком»: периоды кризиса, когда мне казалось, что надо бросать театр и искать себя в других сферах, которые принесут мне больше денег.

Я заканчивала 10-й класс, все учителя вели меня на «золотую» медаль. И я решила — хватит баловаться, нужно уйти в учебу и бросить театр. Но кто-то повесил в школе объявление об «Ильхоме». Я сказала маме: «Я только попробую».

Спасибо ей, кстати, за то, что она всегда мне позволяла самой принимать решение и самой нести за них ответственность, позволяла мне совершать ошибки. Это научило меня не списывать свои неудачи на чужой счет.

Я поступила, и тут же объявили набор на первый спектакль. Я опять пошла «попробовать», и меня взяли. Тут я уже не могла уйти.

 Сценическая импровизация "Братья и Лиза". Автор фото: Дмитрий Земсков

В Узбекистане было тяжело

 

В итоге я вся ушла в театр. У меня не было выпускных волнений. Платье, прическа, выпускной вечер — все это прошло мимо меня, мне было некогда.

Мое развитие в «Ильхоме» было очень стремительным. Мне не было 19-ти, а я уже играла несколько главных ролей в фестивальных спектаклях. Но все остальное, что происходило в Узбекистане, было ужасно и плохо. У родителей не было работы. Было очень тяжело материально. И я решила, что, раз я такая звезда, пора мне покорять Москву.

В итоге меня взяли в столичный театр и сразу дали бесплатную квартиру. Но у меня есть одно качество: я очень сильно чувствую бег времени (у меня вообще со временем особые отношения: часы на мне ломаются, останавливаются, начинают бежать вперед или отставать). Фраза «Потерпи и все пройдет» - это не для меня. Ради идеологических вещей я могу терпеть бесконечно. А мириться с чем-то чисто ради выгоды я неспособна. Поэтому я ушла из того театра и нисколько об этом не жалею.

Сценическая импровизация "Три высокие женщины". Автор фото: Юрий Болотин

«Пенза показалась мне редкостной дырой»

 

Если бы со мной не случилась Пенза, я бы много не поняла. Я приехала в этот город, вся измученная Москвой. И он мне показался редкостной дырой. Единственное, чем я спасалась тогда, спасаюсь сейчас, и что, я уверена, спасет этот город в будущем — это живущие в нем люди.

Я приехала сюда по приглашению своего дяди. Он приезжал в Москву, увидел, какая я замученная, затравленная и зелененькая от усталости — а кто в Москве не зелененький? - и пригласил в Пензу. Я приехала на недельку. И осталась.

«Два захода в пензенский драмтеатр»

 

Здесь я устроилась на работу в пензенский драмтеатр и еще работала и продолжаю работать журналистом (мое второе высшее — журналистика). С драмтеатром у меня было два захода. Последний закончился летом прошлого года и думаю, что другого уже не будет. Потому что независимо от того, как люди относятся к моему театру, это мое собственное детище, в котором я выражаю свои мысли и имею шанс быть их проводников. И работать на себя всегда лучше.

Хотим создавать свое

 

Рождение первого ребенка сразу поставило меня перед необходимостью определиться с деятельностью. Я решила разобраться с тем, что я хочу делать - возможно это или нет. Я поняла, что хочу заниматься только театром. Причем театром, похожим на «Ильхом». Но такого в Пензе нет, а я не хочу ждать до старости. Мне не было важно создать именно свой театр - у меня нет таких амбиций, и вообще я считаю, что режиссура — не женское дело, и занимаюсь ею просто из-за того, что другого подходящего режиссера нет. Уезжать из города я не могу, у меня здесь сейчас двое детей, у моего мужа здесь бизнес. Я не хочу выбирать между карьерой и семьей, я хочу, чтобы все было на плаву. И я верю, что это возможно.

Спектакль "Аверс-реверс". Автор фото: Евгений Орлов

Актеры — живые люди

Театр в нашем городе дискредитировал себя в течение многих десятилетий. Сейчас у пензенцев при слове «театр» кривится лицо. Они считают, что это что-то скучное, официальное, элитарное, и ходить на спектакли нужно в галстуках. А если хотят развлекаться, то идут в кино.

От театра надо получать удовольствие. Актеры — такие же люди, как и зрители. Мы не стремимся казаться Богом избранными существами с особо благородными целями и миссией. Мы любим свою работу, но наша работа — это не только сцена.

Это много-много закулисного труда. Наше уважение к зрителю проявляется в том, что мы стремимся встречать его в живой и опрятной обстановке, даже туалеты отмываем сами и не стыдимся этого, потому что мы — не элитарная клика, мы - люди, которые играют для таких же людей.

На нашем портале можно почитать личные истории и других известных пензенцев. Директор Пензенской Федерации Шейпинга Татьяна Европейева рассказала, как она работала с Оксаной Федоровой, а известный пензенский Дед Мороз Владимир Неродигречка показал изнанку "праздничной профессии".

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости