Оружие победы: средний танк Т-34

Оружие победы: средний танк Т-34

Продолжение рубрики о советском оружии

От автора


Советские инженеры всегда умели удивить весь мир своими разработками. И действительно, удивительно, как эти настырные русские своими молотком да зубилом могут создать то, на что у западных коллег не хватало фантазии.

Но не все так было плохо, как считали на западе - к Второй Мировой в Союзе была уже выработана определенная культура создания вооружения. Война лишь подстегнула процесс разработки.
 

История создания танка


К 1940 году основным танком в СССР был Т-28. Это многобашенный средний танк, уже успевший изрядно устареть еще к моменту разработки. Однако, даже на этой машине наши танкисты умели вытворить такое, что немцы потом еще долго диву давались. Вот он собственной персоной.



Но все равно броня этого танка была слишком слаба, а орудие не могло уже противостоять броне немецких танков. Конечно же, на танк быстро создали комплект накладных экранов, но из-за них увеличилась масса танка, как следствие - резко упала проходимость, скорость и маневренность. Желая защитить машину и экипаж, инженеры превратили танк в легкую в мишень.

В 1940 году на базе советского танка БТ-7 были созданы два проекта: А-20 и А-32. Первый был лишь развитием БТ-7М - колесно-гусеничный ход, отсутствие возможности модернизации и усиления брони. А вот А-32 был хоть и основан на конструкции БТ-7М, но являлся вполне самостоятельной машиной. К тому же, ходовые испытания созданного образца показали, что он имеет немалый потенциал для модернизации и увеличения толщины брони.

Но это выяснилось только тогда, когда Сталин отдал приказ собрать обе машины в металле. До этого более перспективной казалась модель А-20. Но именно испытания собранных моделей и показали все достоинства 32-й модели.

Ранним утром 5 марта 1940 года из ворот завода в Харькове колонна из двух танков и двух тягачей вышла в Москву. Руководил переходом лично "отец" Т-34 конструктор Кошкин. Секретность вокруг танка была такая, что даже по мостам они имели право проходить только тогда, когда по льду перейти реку было невозможно.



Пробег показал надежность танка. 17 марта машину осмотрели высшие чины Союза. А Сталин назвал танк "Ласточкой". Естественно, "Ласточку" сразу же поставили в серию. Однако, этот успех дорого обошелся Михаилу Кошкину, создателю танка. Пробег проходил в жестких условиях - морозы, метели, долгие перегоны. Простуда и переутомление привели к воспалению легких, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно легкое.

Михаил Ильич скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Его похоронили в Харькове на Первом городском кладбище, на месте которого сейчас разбит Молодежный парк. А само кладбище еще в 1941 году уничтожили летчики Люфтваффе. Уничтожили намеренно и именно с целью не дать гениальному конструктору упокоиться с миром, ведь сам Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом после начала войны.
 

Производство и доработки


После окончания испытаний двух прототипов был принят план производства, предусматривавший производство в 1940 году 150 машин. К 7 июня этот план был увеличен до 600 машин. Из-за задержек с поставками комплектующих, в июне на заводе № 183 были собраны только четыре машины. В основном проблемными были 76-миллиметровые пушки, потому как они ставились на тяжелый танк КВ-1. К осени темпы производства удалось поднять, они все еще значительно отставали от плана и задерживались нехваткой комплектующих.




В течение всего 1940 года велась работа по приспособлению к серийному производству изначально сложного и нетехнологичного танка. Осенью 1940 года в конструкцию Т-34 был внесен ряд крупных изменений. Была установлена более мощная пушка Ф-34. Также на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича были разработаны литая и штампованная башни.

Начало серийного производства Т-34 стало завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетверок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоемкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза, а стоимость — почти вдвое. Так, в 1941 году Т-34 обходился государству в 270 000 рублей, а в 1945 году - в 142 000 рублей.
 

Уникальные особенности конструкции


Если сравнить визуально Т-28 и Т-34, то можно увидеть, что броня нового танка расположена под сильным наклоном по отношению к вертикали. Причина такой конструкции в том, что снаряды при попадании в корпус танка рикошетили, оставляя небольшую вмятину. Единственная пушка, способная пробить броню 34-ки, - 88-миллиметровая немецкая зенитка.



Башня была выполнена двухместной, по форме близкой к шестиграннику, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. Так, на первые танки серии ставилась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни состояли из наклоненных под углом в 30 градусов 45-миллиметровых листов брони. Лоб башни был выгнут в форме половины цилиндра из такого же по толщине листа. Крыша башни имела полтора сантиметра толщины. Другие типы башен также собирались при помощи сварки, именно башни первоначального типа известны в литературе под названием «сварных».


Уже к концу 1940 года в производство была запущена также литая башня. Стенки такой башни отливались целиком, а состоявшая по-прежнему из катаных броневых листов крыша — приваривалась к ней. Из-за того, что литая броня при равной толщине с катаной обладает меньшей прочностью, для сохранения защиты на прежнем уровне толщина стенок была увеличена до 52 миллиметров. В остальном литые башни были по конструкции такими же, как и сварные. Производство литых башен к Т-34 продолжалось параллельно со сварными вплоть до окончания его выпуска.




C 1942—1943 года на заводах перешли на производство башен улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой. Из-за этой формы, такие башни прозвали "гайками". Новая башня отличалась увеличенным внутренним объемом, но все равно оставалась тесной и по-прежнему двухместной. Однако на ней появилась командирская башенка цилиндрической формы. Правда, толку от нее было как от козла молока - командир танка был занят обслуживанием орудия.

Башенка командира вернется на новой модели "тридцатьчетверки" - Т-34-85. Основным отличием от старой модели стали новая трехместная башня и 85-миллиметровая пушка. Появление третьего места в башне разгрузило командира и он смог полноценно вести бой. Новая пушка стала способна противостоять новым немецким танкам "Тигр" и "Пантера". Старая пушка калибра 76 миллиметров лобовую броню этих танков не пробивала и экипажу приходилось постоянно маневрировать, обходя вражеские машины и уничтожать их выстрелом в борт или корму.

Вообще-то, сначала этот проект назывался Т-43 и представлял собой совершенно другой танк. Однако, командование рассудило иначе: если Т-34 хорошо себя зарекомендовал, зачем его менять? Надо просто его доработать!




Был увеличен погон башни, то есть, диаметр ее сочленения с корпусом. Масса танка возросла на 4 тонны, но на маневренности это практически не сказалось. Конечно же, новая пушка не давала того превосходства над немецкими танками, которое хотели получить военные. Но, при умелых действиях экипажа, они имели больше шансов не пополнить списки боевых потерь и нарисовать звездочку на своей машине.
 

Подводя итоги


Немцы, встретив на своем пути советские танки в самом начале войны, особого сопротивления не получили - обороняться было попросту нечем. Но как только в бой вступили Т-34, противник понял, что русские будут огрызаться и СССР просто так не взять.

В битве под Прохоровкой Т-34 сами столкнулись с противником, оказавшимся им не по зубам. После этого, с появлением Т-34-85 наши танкисты получили оружие, позволившее переломить ход войны. Эти танки до сих пор состоят на вооружении некоторых стран.

Кстати, в Германии они тоже состояли на вооружении. Они имели обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r) и попадали в руки врага в качестве трофеев. Т-34 получили на вооружение 1, 8 и 11 танковые дивизии. Еще 8 танков получил 3 батальон дивизии SS "Das Reich". Помимо этого, Т-34 были в составе 502го тяжелого танкового батальона. Правда, прослужили они там недолго - в сумерках немцы решили, что это русские так обнаглели и хорошенько влупили в них, да так, что уничтожили все эти машины.




Все это говорит о том, что перед самой войной советские инженеры создали то самое "Вундерваффе", то есть "чудо-оружие", о котором так мечтали немцы в годы войны.



Предельно простой как в сборке, так и в управлении, массовый, мощный и прочный - это только малая доля тех качеств, которыми обладал этот танк. Оружие победы не должно быть каким-то сверхмощным или сверхнадежным. Оно должно быть простым, массовым и удобным. Именно такими и были танки Т-34 и Т-34-85. И именно поэтому они смогли победить изнеженных немецких "Тигров", "Пантер" и прочую геральдическую живность.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости