Охрана Терешковой, дворец Амина и подарки от прапорщика: рассказывает ветеран-афганец из Пензы

Охрана Терешковой, дворец Амина и подарки от прапорщика: рассказывает ветеран-афганец из ПензыВячеслав Колесников

Пензенский ветеран Афганистана Андрей Тычков рассказал о жизни в условиях войны

15 февраля исполнится 29 лет с момента вывода войск из Афганистана. Один из участников Афганской войны Андрей Тычков рассказывает о службе на первом этапе боевых действий. 

29 лет назад, 15 февраля 1989 года, завершился вывод войск из Афганистана, после почти 10-летней войны. В Афганской войне приняли участие, по разным данным, от 80 до 104 тысяч человек.

Один из них - Андрей Тычков - нес службу в Афгане с 1980 по 1982 год. В 1979 году пензенца в 18-летнем возрасте призвали в армию. 

— До призыва я закончил школу и техучилище по специальности киномеханик. Отработал в лагере "Карасик" летом и вернулся. Уже знал, что иду в армию, причем в ВДВ. Поэтому начал ходить в ДОСААФ, чтобы прыгать с парашютом. Успел сделать три прыжка, — рассказывает Андрей Викторович. 

В ноябре Андрея Тычкова направили в Латвию в учебную часть, в которой он провел шесть месяцев и обучился по специальности механик-водитель БМД (броневой машины десанта). Тогда в армии никто не знал о начале конфликта. Весной встал вопрос, куда идти служить. Андрей Викторович и товарищи выбрали Витебск:

— Предлагали Молдавию, Карелию, Псков, но выбрали Витебск. Решили, что там лучшая часть. В Витебске у нас был прапорщик, участник Великой Отечественной. Авторитет его был непререкаем, несмотря на возраст. По службе думали - в раю: особо строевой не занимались, кормили нас хорошо. После учебки прямо санаторий. Потом, в один день прапорщик забрал нас к себе и выдал каждому по тельняшке в подарок, на память. Только вернувшись, я понял, почему все так было. Он знал, что мы летим в Афган. Понимая, в какое место нас направляют, он решил немного улучшить жизнь. 

Из Витебска 250 человек, среди которых был и Андрей Викторович, отправили на самолете с несколькими пересадками в Афганистан в июне 1980 года:

— Погрузились в самолет Ан-22. Как только рампа закрылась, сопровождающий офицер начал что-то говорить об интернациональном долге, оказании помощи братскому народу Афганистана. Мы с трудом поняли, о чем это он. Летели с пересадками: Витебск-Энгельс-Ашхабад-Кабул. Находясь в Энгельсе, передал письмо местному солдату, чтобы он отправил его матери. В нем написал, что я лечу в Афган. Позже узнал, что письмо не дошло. 

В Афганистане 317-ый парашютно-гвардейский полк, в котором служил Андрей Викторович, занимался охраной высокопоставленных персон в Кабуле, в том числе Бабрака Карамаля, президента Афганистана. Ежесуточно солдаты следовали за высокопоставленными персонами.

— Следили за безопасностью в полной амуниции: бронежилет, автомат, обмундирование. И это на жаре в 50 градусов. Всегда надо быть внимательным. Но зато можно было посмотреть на известных людей, побывать в интересных местах. Раз мы приезжали в разгромленный дворец Амина, который штурмовали наши войска. Вид ужасный: всюду гильзы, щербины, следы снарядов. К нам также приезжала раз Валентина Терешкова, которая приехала на мероприятие, посвященное движению женщин Востока. Охраняли и ее. Наше солдатское дело. Местные в Кабуле относились к нам хорошо, мы тоже: давали детям остатки консервов, хлеб, поношенные вещи.

В самом Кабуле, рассказал Андрей Викторович, были часты стычки с моджахедами. Если ты стоишь на посту ночью, то гарантированно не уснешь: по всему городу выстрелы, изредка полет трассирующих пуль. Условия жизни были нормальные, правда, еда не очень: хлеб плохой, консервы от жары "вспучивало", много сухой еды. Жалование тогда платили 9 рублей 80 копеек в месяц. Можно было купить себе ручку, конверт, чтобы писать письмо домой, сигарет, что-нибудь поесть. Также покупали носки. Так как в Афганистане носили ботинки, портянки использовать очень сложно. Командование на это смотрело спокойно. Повезло, что у одного парня был фотоаппарат, а командир разрешал делать фото. Но когда посылали письма, оказывалось, что фото не доходили. 

Фото, сделанное Андреем Тычковым. На фото Бабрак Карамаль. 

В мае Андрея Викторовича перевели из Кабула в Кандагар. Связано это было с потерями части. К Кандагару бойцов привезли на вертолетах. 

— Оставили нас в каменной пустыне Диларам. Всего пять домов. Жило там 15 человек местных и нас рота. Жили в резиновых палатках на 20 человек, в которых воняло и было жарко. Главный минус - нет цивилизации. Рядом была грязная речка, из которой пили воду. А куда деваться? Кипятили и пили. Неподалеку была метеостанция, с которой был шикарный обзор. Видимость отличная даже на несколько километров. Бывало, смотришь: видишь караван. На следующий день, судя по точке обзора, он прошел совсем ничего. Так же и с колоннами. С утра увидел, что едут танки, а приезжают к нам через два дня. Был случай еще. Местные ходили охотиться на коз. Наши тоже решили. Взяли машину, поехали за видневшимся стадом. Не доехав даже половину пути сожгли полбака и вернулись. Иногда видно было издали, когда моджахеды меж собой общались: подавали световые сигналы. Но не только они были опасными: по пустыне бегали змеи, скорпионы, тарантулы. Но как-то боролись. В этом медики наши молодцы. Оперативно работали. 

В июле Андрею Тычкову с его подразделением снова пришлось сменить место службы. Новая дислокация была в 350 километрах от Кандагара. 

— Небольшая деревня между двух речушек. С нами рядом были солдаты Афганской армии. Около 60 человек. Называли нас "шурави". На этом месте нас донимали снайперы, нескольких даже ранило. В какой-то момент командир решил разобраться с этим. Послал 15 человек за гору, стоявшую рядом. Следим, слушаем и слышим: взрыв. Наши на минное поле попали. Одному из товарищей оторвало ноги. Только положили в вертолет, а из-за того, что изменилось давление воздуха, он погиб.

Позже солдаты-афганцы нам сказали: разведчики узнали, что моджахеды готовятся подорвать плотину, которая закрывает наши арыки, и волна снесет лагерь. Так и сказали: "Убирайтесь, пока не поздно". Схватили тогда все, что есть, погрузились на БМД и рванули. Отстрелили патроны, чтобы легче ехать было. Потом, на базе через несколько дней увидел караван. Дошли до нас - оказалось, это шел тот отряд афганцев, с котором служили. Они не успели уехать, хоть и первыми узнали. 

На новом месте стычки происходили ежедневно. Но главной проблемой было не это. Болезни - тиф, желтуха, малярия — были бичом солдат. 

— Дедовщины в мое время не было. Знаете, почему? Потому что все были с одного года, и как-то унижать равных себе было совестно. Было четверо молодых, но мы, наоборот старались облегчить им жизнь: опасность была на каждом шагу.

Тогда кстати, насмотрелся на всякое оружие. Там были и английские винтовки, чуть ли не вековой давности. Например ружье "Бур" 12-го калибра, выстрел из которого смертелен. Тогда и произошел бой, который я запомнил, в нем меня контузило. Нам сообщили, что в старой крепости засели афганцы и отстреливаются от моджахедов. Все пошли на спасение. На подходе к крепости стоял кишлак Шинколай. Спрашиваем местных: кто на пути, нам честно ответили, что не знают. Но делать нечего. Только вышли из кишлака, как из местных сараев, рядом с выходом, открывается шквальный огонь. Помню, как пуля попала в голову молодого лейтенанта. Он упал вместе с гранатой, и она разорвалась. Началась стрельба. Иногда пишут, что в боевых действиях ведут неприцельный огонь. Тут было по другому: ты или тебя. Помню, как дал очередь по сидевшему на дереве противнику, и он упал. Двое наших решили обойти сарай, и тут же их скашивает очередь. Потом закидали гранатами всех в сараях. Оказалось - 17 человек. У них еще, не знаю откуда, нашли американский "Полароид". Дальше прорвались к афганцам, у которых кончалась еда и патроны. Довели их до базы без происшествий. Потом уже больше дослуживал, ведь остался месяц до приказа!Через несколько дней Андрею Тычкову пришел приказ об увольнении, которого он долго ждал. 20-летним он вернулся к родителям в Пензу, где позже стал работать участковым Ленинского района. Сейчас Андрей Тычков живет в небольшом доме, подрабатывая охранником и воспитывая 16-летнюю внучку. 

Беседовал: Вячеслав Колесников. Фото из архива Андрея Тычкова. 

...

  • 0

Популярное

Последние новости