Оружие Победы: "Летающая Крепость" B-17 (ФОТО, ВИДЕО)

Оружие Победы: "Летающая Крепость" B-17 (ФОТО, ВИДЕО)

Продолжение обзора военной техники времен Второй Мировой войны

От автора


Как-то незаслуженно мы обошли в наших обзорах американскую технику и самих американцев. Не будем вдаваться в дебри политики, ведь янки наравне с нашими дедами проливали кровь и погибали. Одну из основных страниц в историю западного фронта внесли именно "Летающие Крепости" B-17
 

История создания


Свою историю самолет ведет от конкурса по созданию по созданию берегового противокорабельного бомбардировщика в 1934 году. В следующем году он был воплащен в металле, оснащенный четырьмя моторами Pratt & Whitney по 750 лошадиных сил каждый. Мощности оказалось маловато, поэтому на остальные самолеты ставились моторы "Райт-Циклон" по 1200 "лошадок" каждый.




Основным требованием военных была возможность перевозки трех тонн бомб в течение 10 часов с максимальной скоростью как минимум 320 километров в час. Желательными были скорость в 400 километров в час и дальность в 3200 километров. Разработка "Боинга" под названием "Model 299" удовлетворяла минимальным требованиям и опережала по показателям конкурентов.

Модель пошла в работу уже под брендом "Летающая крепость" - это название придумал Ричард Вильямс, репортер Seattle Times, когда увидел выкаченный из ангара самолет. В Boeing тут же поняли, что к чему и зарегистрировали товарный знак.

И все шло гладко, когда судьба решила проучить зарвавшихся конструкторов. 30 октября 1935 года летчик-испытатель майор Плоэр Питер Хилл и служащий Боинга Лес Тауэр начали второй для этого самолета оценочный полет. Техсостав аэродрома забыл отключить стопор рулей, используемый при стоянке самолета на аэродроме. Именно из-за него после отрыва от полосы самолет резко задрал нос, потерял скорость и разбился. Хилл и Тауэрс погибли, проект оказался под угрозой.




Спасло самолет только то, что он понравился приемной комиссии еще до взлета. В 1936 году они даже нашли лазейки в законе и заказали первые 13 машин. На них выполнялась дальнейшая доводка самолетов.

На момент атаки на Перл-Харбор в ВВС США числилось примерно 200 самолетов B-17 Flying Fotress. Именно там для этих самолетов и для всей Америки началась Вторая Мировая война. Началась с позорного разгрома тихоокеанского флота, ошвартованного в гавани и не успевшего даже толком проснуться тем страшным утром. Большинство бомбардировщиков, базировавшихся там, были уничтожены на земле, остальные даже и не пытались взлететь - в истребительной свалке неуклюжему бомбовозу не место.
 

Оборонительное вооружение


Изначально на эти машины ставилось четыре пулемета калибра 12.7 миллиметра и один калибра 7.62. Но после начала боев этого оказалось недостаточно и количество стволов увеливели до 13. Но, несмотря на это, нормально сопротивляться экипаж не мог. Все дело в том, что для успешного бомбометания самолет должен двигаться с постоянными скоростью и курсом. В таких условиях он становился легкой мишенью.

Групповое применение бомбардировщиков помогало выправить ситуацию - немецкие истребительные были эффективны против "Крепостей" с расстояния не менее 400 метров. А пулеметчики на B-17 открывали огонь с километра и их задачей было не столько попасть, сколько отпугнуть самолеты противника. На этой фотографии четко видны оборонительные пулеметы.



Лобовая атака против B-17 была вообще бесполезна - при скорости сближения в 700 и более километров в час времени на прицеливание и обстрел у пилота оставалось совсем мало - около двух секунд. А еще надо было уклониться от цели, а это, с учетом размеров B-17, было не самым простым делом.

В 1943 году американское коммандование разработало боевой строй Combat Box или Боевая Коробка. Бомбардировщики располагались в трехмерном шахматном порядке и постоянно прикрывали друг друга. К тому же сектора обстрела бортстрелков пересекались - это увеличивало шансы экипажей вечером выпить по стопке виски. Вот, как выглядела "коробочка" из кабины самолета.



Такой строй позволял защищаться от истребителей. Но чтобы он был эффективен, самолеты должны четко соблюдать свое место в нем. Малоподвижная цель тут же становилась радостью для зенитчиков. И от них защититься было уже намного сложнее. К тому же если кто-то не выдерживал строй хотя бы на несколько метров, случалась трагедия. Этот снимок сделан за секунду до нее.


 

После попадания бомб у самолета оторвало крыло и часть хвостового оперения. Он тут же начал неуправляемо падать. Весь экипаж погиб.

Но не будем забывать о том, что B-17 не просто так назвали "Летающей Крепостью". Песня "Бомбардировщики" написана как раз про эти машины. Они действительно могли вернуться домой "на честном слове и на одном крыле". И такие случаи бали не редкостью.


Боевое применение


Во время Второй мировой войны первыми B-17 начали применять Королевские военно-воздушные силы Великобритании в 1941 году. Основными задачами самолетов стали дневные стратегические бомбардировки немецкой промышленности. Также они использовались во время высадки в Нормандии для бомбардировки немецких аэродромов.

В течение всей Второй мировой войны самолетами B-17 вооружались 32 боевые группы. Они сбросили более 650 тысяч тонн болб на цели в Европе.




Интересно, что тактика англичан и американцев сильно отличалась. Так, американцы летали на высоте около 6 километров. Это позволяло сохранить нормальную вязкость смазки пулеметов и точность бомбометания. А вот англичане поднимались до 9 километров. Так они избавлялись от назойливых истребителей, но при этом точность бомбардировок резко падала, а основное оборонительное вооружение теряло эффективность - попросту замерзала смазка в пулеметах.
 

Крупнейший боевой вылет


Крупнейшая совместная операция английских и американских B-17 прошла в августе 1943 года. Это были бомбардировки заводов в Швайнфурте и Регенсбурге. Тогда предполагалось нанести огромный урон промышленности Германии и в вылете задействовали 230 "Крепостей". Итог налета оказался удручающим: достаточных для паралича производства разрушений бомбардировки не нанесли. К тому же было сбито 36 самолетов с 360 членами экипажа на борту. В Регенсбурге было потеряно 60 машин.

Второй налет 14 октября получил название "Черный четверг". В вылет пошли сразу 291 бомбовоз. 59 машин было сбито над Германией, одна рухнула в Ла-Манш и еще 5 разбилось в Англии на подлете к родным аэродромам. 12 машин получили настолько тяжелые повреждения, что были списаны. 122 самолеты нуждались в ремонте.



Человеческие потери тоже чудовищны. В вылет ушло 2900 человек и 650 из них не вернулись. Некоторые из них попали в плен. Пятеро вернулись на базу убитыми, а 43 человека - ранеными. Остальные 594 числились пропавшими без вести.

Из 291 самолета только 33 вернулись без повреждений. Это не удивительно, если учесть, что для защиты от бомбежек Люфтваффе бросала на них более половины имевшихся в распоряжении самолетов.

Когда появились истребители с достаточной дальностью, ситуация изменилась. Так, из 231 "Летающей Крепости" в третьем налете 24 февраля 1944 были потеряны лишь 11.
 

Вместо заключения


Готовясь к написанию материала и просматривая фотографии этих машин, я не раз и не два натыкался на очень страшные снимки. Экипаж "Крепости" - 10 человек. Из них - два пилота, штурман, радист, бомбардир, бортинженер и три стрелка. Все, кроме пилотов вели оборонительный огонь, если не исполняли основные обязанности.

Но даже их усилий часто не хватало для обороны самолета. Основной целью немцев был не экипаж. Как бы это ни звучало, но перестрелять экипаж в воздухе не требовалось. Нужно было либо заставить самолет отвернуть, либо повредить его настолько, чтобы он не смог лететь.

 Это очень часто и делалось: вместо того, чтобы подставляться под огонь бортовых пулеметов, немцы делали проще и практичнее: они отстреливали крыло или хвост, как на фотографии выше. Если это делалось правильно, то самолет терял необходимую подъемную силу с одной стороны, заваливался на бок и падал. Как правило, экипаж в таких случаях погибал в полном составе.

Именно поэтому не стоит забывать о том подвиге, которые совершили американские пилоты и пехотинцы на западном фронте. Можно сказать, что из-за них война закончилась в 1945 году, а не позже. Поэтому самолет B-17 Flying Fortress заслужил право называться Оружием Победы.

...

  • 0

Популярное

Последние новости