Танки Второй Мировой: сверхтанки Третьего Рейха (ФОТО)

Оставшееся на чертежных досках вооружение Вермахта

От автора

 

Многие считают, что немецкие сверхтанки стали появляться к концу войны в качестве пропаганды и жеста отчаяния. На самом деле все не так. Сверхтяжелые танки стали ответом на отечественный КВ и ИСы. Немцы стремились максимально защитить экипажи от советских снарядов.

 

"Мышонок" весом в 180 тонн.

 

Первенцем среди тяжеловесов стал танк VK 10001 или Porsche Тур 205. Первое официальное название "Мамонт" (Mammut) машина получила в апреле 1942 года. Он же стал и единственным, воплощенном в металле. Проект предусматривал создание тяжелобронированного танка. Лоб корпуса имел толщину 200 миллиметров, башня - 220, борт корпуса - 180, борт и корма башни - 200 миллиметров. Боевая масса машины должна была составить 160 тонн, максимальная скорость - 15 километров в час. В первоначальном варианте предусматривалось вооружать танк двумя пушками: 150-миллиметровым орудием и 105-миллиметровой пушкой.

Работы над проектом танка вела фирма Porsche в Штутгарте. В июле 1942 года с эскизным проектом танка ознакомился Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 10 сантиметров.

Первоначально планировалось установить на танке дизель в рамках комбинированной силовой установки, аналогичной примененной на "Тигре". Однако в конце ноября 1942 года выяснилось, что фирма Daimler-Benz запаздывает с изготовлением дизеля. Поэтому для использования на первом опытном образце был принят карбюраторный двигатель Daimler-Benz МВ509.

Тогда же Порше сообщил Гитлеру о завершении всех подготовительных работ и о готовности построить первый образец танка к лету 1943 года. Именно в декабре 1942 года название "Мамонт" было изменено на "Мышонок", Mauschen. Впрочем, это слово можно перевести с немецкого и как "мышка". В феврале 1943 года "мышонок", наконец-то, дозреет до взрослого Maus, то есть "Мышь"

3 января 1943 года Гитлер потребовал от Порше отчета о состоянии работ над проектом. Да и не просто потребовал, а нанес личный визит на завод. Там Порше показал фюреру деревянную модель будущего танка, и она вызвала у последнего живейший интерес.

После этой встречи 21 января было созвано совещание в Берлине. На нем обсуждались проекты сверхтяжелых танков Porsche и Krupp. Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы Porsche и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству.

1 августа на заводе Alkett в Берлине приступили к сборке первого опытного образца. Спустя три месяца состоялось совещание, посвященное определению сроков начала серийного производства танка, однако принять какое-либо решение по этому вопросу так и не удалось. Был утвержден лишь размер первой серийной партии - 152 единицы. 24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд прототипа Maus I или Тур 205/1. Башня к этому моменту еще не была готова, поэтому вместо нее установили равный ей по массе балласт. Стоит отметить, что пробный выезд состоялся без ведома Управления вооружений. Другим серьезным нарушением было фотографирование танка. Чтобы было понятнее - Maus был сверхсекретной разработкой, "Вундерваффе", и любое его фотографирование было строжайше запрещено. Но, несмотря на все нарушения законов, танк оказался неплох. Он показал весьма неплохую маневренность, когда выезжал из тесного сборочного цеха. По свидетельству водителя управлять "Маусом" было легче, чем средним танком Pz.IV, хотя весил он 180 тонн против 160 рассчетных.

В январе 1944 года танк погрузили на платформу и отправили Беблинген, где начались ходовые испытания машины. Потом он своим ходом отправился в Гинденбург Кезерне, принадлежавшего 7-му запасному танковому батальону. На следующий день были проведены испытания органов управления и пробные "пробежки" по полигону протяженностью около двух километров. Испытания показали, что танк, даже проваливаясь на полметра в грунт сохраняет подвижность. Правда, танк ехал на пониженных передачах из-за того, что его трансмиссия была еще недостаточно доработана. На заднем ходу оказалось, что гусеницы слишком сильно провисают. Для устранения дефекта сразу же были внесены изменения в механизм натяжения гусеницы.

Интересный факт: первый прототип был окрашен в серый цвет. Потом его перекрасили в желтый, а позже - в камуфляжную окраску. При чем, немцы хотели выдать машину за трофейную и нарисовали на ней серп и молот. Правда, серп и звезда были нарисованы вверх ногами.

Танк в бой так и не пошел. В апреле 1945 года из-за приближения советских войск оба построенных к тому моменту прототипа было решено взорвать. В результате взрыва значительно был разрушен только корпус второго прототипа. После капитуляции Германии оба "Мауса" были обнаружены специалистами Технической комиссии Наркомата транспортного машиностроения.

Осенью 1945 года по указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии из двух поврежденных образцов собрали один и доставили его на полигон подмосковной Кубинке. На полигон танк прибыл 4 мая 1946 года. Сейчас танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

 

Танк P-1000 Ratte "Крыса"

 

Чего и говорить - немцы любими всякое геральдическое зверье. Одни только "Тигры" с "Пантерами" чего стоят. Но "Крыса" - совсем уже другое дело. Примерный рассчетный вес танка равнялся тысяче тонн. Чтобы сдвинуть с места подобную махину инженер Гроте планировал установить в качестве силовой установки восемь 22-цилиндровых судовых дизеля Daimler-Benz MB501 мощностью по 2000 лошадиных сил каждый или два 24-цилиндровых судовых дизеля MAN V12Z32/44 по 8.5 тысяч "лошадок".

С их помощью этот сухопутный крейсер должен был развивать скорость в 40 километров в час. Вооружение должно было состоять из двух морских пушек калибра 28 сантиметров, 128-миллиметрового орудия и целой зенитной батареи из восьми двухсантиметровых автоматических пушек Flak 38. Экипаж этого монстра должен был состоять из 21 человека.

Стоит заметить, что гигантские размеры танка (длина равнялась 35 метрам, ширина - 14 метрам, а высота - 11 метрам) сделали бы его целью номер один для авиации и артиллерии. Получалось, что этот расчудесный, но медленный, неповоротливый, огромный и, само собой, дорогущий танк мог быть уничтожен эскадрильей быстрых, маневренных, мелких и дешевых штурмовиков Ил-2. Штатной зенитной артиллерии для обороны не хватило бы, а приставлять к P-1000 еще дополнительные войска - бессмысленно и дорого. К тому же о расходе топлива этого "шушпанцера" остается только догадываться.

 

Сухопутный крейсер P. 1500 "Монстр"

 

После "Крысы" Немецкому Министерству по вооружению был предложен проект Landkreuzer P. 1500 Monster. Гитлер им очень заинтересовался и приказал проработать этот танк. Проектный вес P-1500 превысил все нормы. Одно только основное орудие весило почти 500 тонн. К тому же необходимость сильного бронирования и наличия большого количества вспомогательного оружия резко сказалась на массе машины. Из-за этого перед разработчиками стояла серьезная проблема: способность к передвижению как таковая стояла под угрозой.

Изначально предполагавшиеся в качестве силовой установки танка восемь Daimler-Benz оказались слишком слабыми, после чего разработчиками было принято решение о использовании для машины четырёх V-образных двигателей MAN по 6500 лошадиных сил. каждый, использовавшихся на подводных лодках. Но и они оказались слишком слабыми: танк не смог бы разогнаться более чем до 20 километров в час. А для его обслуживания потребовались бы усилия сотни человек экипажа. На фото - пушка "Дора". Две такие пушки планировалось ставить на "Монстра".

Даже если бы танк был закончен, он не нашел бы практического применения в военных действиях. И хотя его толстая броня и мощная артиллерия создавали бы проблемы для наземного противника, из-за сильно ограниченной маневренности танк был бы уязвим для атак авиации. Его просто-напросто невозможно было спрятать от атак с воздуха. При таких условиях единственное возможное применение машина могла бы найти только в глубоком тылу в качестве самоходного орудия дальнобойной артиллерии Проектная дальность артиллерийского огня в 50 километров как раз подходила для разрушения вражеских укреплений.

Вблизи линии фронта использование P.1500 не представлялось бы возможным из-за того, что ни по железной дороге, ни на низкорамном прицепе-тяжеловозе танк не мог бы транспортироваться. Его огромные размеры и масса не позволяла использовать мосты и тоннели. Кстати, о размерах. Планировалось, что в длину танк составит, по разным данным, от 38 до 42 метров, в ширину - от 12 до 18 метров, а в высоту от 7 до 8 метров. Расход топлива вполне сопоставим с его размерами.

 

Выводы

 

Выводы за автора в этом рассказе сделала сама Ее Величество История. Уровень технического развития в то время не позволял даже избавиться от всех проблем с ходовой частью перетяжеленного "Королевского Тигра" массой 69 тонн. Что уж говорить о монстрах весом более 150 тонн. Да и потом, серьезно пошатнувшаяся к тому времени промышленность Германии требовала не высокотехнологичного оружия, а простого и дешевого.

В Союзе тогда были и ППШ, и Т-34, и КВ с ИСами. Все это - предельно простое, надежное, ремонтопригодное и дешевое оружие. Только массовость вооружения тогда могла спасти Германию, но психика Гитлера была уже серьезно нарушена. Одним из немногих сохранивших здравый рассудок человек в окружении фурера оказался Альберт Шпеер. Он отменил и работы по "Крысе" и разработку "Монстра".

Конечно же, нельзя недооценивать врага, но проекты сверхтанков были действительно полным бредом. Это было явно тупиковое направление танкостроения. Это доказал и ход истории, безжалостный к ошибкам.

...

  • 0

Популярное

Последние новости