Оружие победы: самоходные артиллерийские установки
- 12 апреля 2013
- Igor Nerodigrechka
Продолжаем обзор военной техники СССР
От автора
Что я все о танках, да о танках? Были же еще и самоходки, а я про них забыл. Но самоходки как раз и были теми незаменимыми бойцами, которые при умелом использовании превращались в крупнокалиберных снайперов, выкашивая технику противника.
Что такое САУ?
Для начала надо определить, что понимается под словосочетанием "самоходная артиллерийская установка". А понимается под ним боевая машина, несущая артиллерийское орудие, смонтированное на самоходном шасси. По сути - все танки, самоходки и иже с ними можно назвать САУ. Но в более узком смысле под этим выражением понимается машина, несущая пушку, но не являющаяся танком. Из-за своих особенностей самоходки и применяются иначе. У них мощнее орудие, ради которого пришлось пожертвовать башней, и менее толстая броня - самоходке незачем было лезть в самую гущу боя. Это снайпер, а не штурмовик. Итак, рассмотрим советские самоходки времен Великой Отечественной войны.
Первая советская самоходка: САУ СУ-76
Она строилась на базе легкого танка Т-70. Правда, чтобы перекомпановать шасси, его пришлось удлинить на один ряд катков. К тому же, потребовался и другой двигатель. Первые самоходки оснащались двумя двигателями мощностью по 70 лошадиных сил. Из-за этого машина получилась сложной в управлении, несбалансированной и откровенно неудачной.
Тогда, после выпуска первой партии, самоходку отправили на доработку на ГАЗ. Горьковцы полностью перекомпановали машину и доработали двигатель. Теперь два мотора стояли не раздельно, а вместе, работая на общий коленчатый вал. К тому же были усилены многие детали САУ. Правда, ценой стала крыша боевого отделения - от нее отказались из-за невысокого уровня комфорта в рубке во время боя. Новую модификацию назвали СУ-76М.
Пехота самоходку любила - в уличных боях можно было быстрее совещаться с экипажами. Танкисты, в свою очередь, прозвали СУ-76М "Голожопым Фердинандом" по имени одной из мощнейших немецких САУ тех лет. Про голый зад и так все ясно - в открытое всем ветрам боевое отделение легко можно было закинуть гранату, дать очередь из автомата или просто забраться и "навести шороху".
Но даже эти недостатки не помешали СУ-76М стать самой массовой, после Т-34, бронированной пушечной машиной СССР времен Великой Отечественной войны.
СУ-122
Как-то несправедливо были забыты эти самоходки. Они были построены как эксперимент по удешевлению танка Т-34. Из-за нехватки бронетехники на фронте самоходку дорабатывали "на ходу". Из-за своей пушки калибром 122 миллиметра эта "СУшка" стала отличной многозадачной машиной. Она могла уничтожать открытые и закрытые укрепления противника, разрушать ДОТы и ДЗОТы. Однако, из-за низкой точности орудия в 1943 году эту машину сняли с производства.
СУ-85
Эта самоходка - первый отечественный истребитель танков. Ее строили на базе танка Т-34. С танка сняли башню, поставили в передний бронелист 85-миллиметровую пушку и отправили в бой. Самоходка при всех своих достоинствах имела еще и кучу недостатков. Одним из самых серьезных минусов было неумение ее использовать. Самоходку ставили в боевые порядки пехоты и использовали как танк поддержки.
Так со снайперами ни в коем случае нельзя - обзор у этой машины только вперед. Зона обстрела была очень небольшая - если противник оказывался в "мертвой зоне", приходилось доворачивать весь корпус. Пушка же не могла пробивать броню тяжелых немецких танков. Поэтому самоходку было решено усилить.
СУ-100
Пушку для новой самоходки разработали на базе морской зенитки. 100-миллиметровая пушка вышла настолько мощной, что с приличной дистанции снаряд пробивал даже "Королевские Тигры". Серийное производство СУ-100 началось на Уралмашзаводе в сентябре 1944 года. До этого из-за задержек с производством пушек в корпус СУ-100 ставилась пушка от СУ-85.
Командир танка получил башенку с круговым обзором - это сразу же сказалось на боеспособности машины и укрепило надежды экипажа умереть от старости. К тому же им теперь не надо было дышать пороховой гарью - в крыше боевой рубки начали ставить вентиляторы. А вот механику-водителю не повезло. Для него делался специальный эвакуационный люк, но именно этот люк стал слабым местом конструкции.
Даже со всеми недочетами, новая самоходка отлично себя проявила на поле боя. Она оказалась настолько удачной, что до сих пор ее можно встретить в современных боях. Так, СУ-100 состоит на вооружении Вьетнама, Йемена, Кубы, Марокко, Чехии, Словакии, и стран бывшей Югославии.
СУ-152
А это уже дальнейшее развитие самоходок. Дело в том, что пушка СУ-100 была слишком тяжела для шасси Т-34. Она перегружала передние катки, и поэтому межремонтный пробег сократился до 1000 километров.
Новую самоходку было решено создать на базе тяжелого танка КВ-1с. В лобовой бронелист установили 152-миллиметровую гаубицу, а башню сняли. Как и с предыдущими ПТ-САУ, СУ-152 унаследовала "болезни" своего "родителя" КВ-1с. А именно: низкую скорость и маневренность, несовершенство трансмиссии, двигателя и подвески.
С другой стороны, как и КВ-2, СУ-152 выступала как в роли истребителя танков (за это она получила прозвище "Зверобой"), так и в роли бетонобойки. Стены толщиной до метра пробивались с расстояния полутора километров - это очень неплохой показатель.
Даже если снаряд весом в полцейтнера не пробивал броню вражеской машины, то гарантированно выводил из строя механизмы и экипаж.
Самоходки перестали выпускать в тот же момент, что и танки КВ-1с.
ИСУ-152
Эта самоходка строилась на базе нового в те времена тяжелого танка ИС. Новая база позволила изменить некоторые элементы управления. Машина стала более надежной и маневренной. Хорошая броня позволяла выходить на дистанцию огня прямой наводкой, а великолепная гаубица разносила вражеские укрепления на куски.
Этот "Зверобой" получился более просторным, улучшилась вентиляция кабины - в предыдущей версии самоходки это было серьезным минусом.
Однако, все созданные в период войны самоходки дошли до победы и прослужили не один год как в рядах Красной Армии, так и в других странах, поучаствовав не в одном конфликте.
Заключение
Талант наших оружейников позволил на скорую руку создать такое оружие, что немцы, а потом и другие противники, что оказались по ту сторону прицела, старались обойти его третьей дорогой. В немецких тактических наставлениях были прямые приказы не вступать в бой с СУ-152 и ИСУ-152 один на один.
Сегодня образцов этой техники осталось очень мало. В основном из-за того, что многие из них были отправлены на переплавку. Однако, в нашем городе образец ПТ-САУ СУ-100 установлен возле Памятника Победы.