История Пензы: Ради установки памятника первопоселенцу в Пензе снесли забор у дома почтмейстера

Изначально планировали снести весь дом полностью, но ограничились только забором

В рамках новой рубрики "История Пензы" портал vPenze.ru будет рассказывать о наиболее интересных фактах из жизни нашего города.
 
Первая публикация посвящена скульптурной композии «Первопоселенец» (памятник Первопоселенцу) — пожалуй, одной из самых известных в Пензе. Монумент является самым узнаваемым в городе и часто изображается на местной сувенирной и тематической продукции.

На площадке у памятника любят гулять не только туристы, но и сами жители города.
 

Описание памятника

Скульптурная бронзовая композиция состоит из фигуры мужчины — первопоселенца и его коня. В правой руке мужчина держит копьё, а ладонью левой руки касается плуга. У подножия скульптуры, на постаменте памятника начертана надпись, посвященная основанию Пензы: 

«ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»

 

Отливали на заводе «Пензтяжпромарматура» 

После новогодних праздников, в январе 1980 года скульптор Валентин Козенюк прибыл в Пензу и на заводе «Пензтяжпромарматура» началась подготовка отливки памятника. 
 
До этого в Пензе никогда до этого не было конных памятников. Их не появилось в городе и после. Данная скульптурная композиция осталась единственной и уникальной в своём роде.
 

Выбрали место

Первоначально памятник хотели установить на земляной горе у кафе «Засека», которое расположено в красивом месте в лесном массиве на окраине города.

Из дневника скульптора

«такую фигуру жалко ставить у „Засеки“ [то есть на окраине города], куда она предназначалась. Там почти всё решено, а скульптура станет придатком кафе, его оформлением».

Мясников выбрал для установки памятника территорию рядом со зданием бывшего Пензенского дворянского собрания.

Из дневника Мясникова

«Место отличное... памятник хорошо будет смотреться силуэтом на фоне неба и далёких лесных просторов».
 

Снесли забор

27 февраля 1980 года Мясников посетил площадку, на которой должен был располагаться будущий сквер с памятником и дал поручения о вырубке части деревьев, сносе старых сараев и забора у дома почтмейстера.
Мясников упомянул в дневнике об идее сноса самого дома почтмейстера, располагающегося рядом с памятником по улице Кирова, 11. Вскоре от этой идеи благополучно отказались, ограничившись сносом забора.

Данный эпизод примечателен тем, что уже через три года именно в этом уцелевшем тогда от сноса доме почтмейстера был открыт созданный по инициативе Мясникова, единственный в мире Музей одной картины, впоследствии названный его именем.
 

Из дневника Мясникова

«Может, и не до конца, но эту часть города, самую древнюю, мы преобразим».
 

Сильно рисковали

Создание в советское время памятника русскому воину-землепашцу XVII века имело определённые проблемы и могло привести к нежелательным последствиям. Установка памятников дореволюционным героям не запрещалась, но и не приветствовалась. 

Из дневника Мясникова

«верит (Козенюк), что „Первопоселенец“ получится, но есть страх, что за него нас разделают».

Другой проблемой явилось время создания памятника — 1980 год — год Летних Олимпийских игр в Москве. Было запрещено строить дома культуры и открывать мемориалы в регионах, так как все финансовые ресурсы были брошены на проведение игр. Создание памятника являлось нарушением этой директивы и могло привести инициаторов к серьёзным проблемам вплоть до увольнения с работы и исключения из партии. 
 

Кратко

Открыт 8 сентября 1980 года в память 600-летия Куликовской битвы.
Автор монумента — скульптор Валентин Григорьевич Козенюк.
Архитектор — Ю. В. Комаров.
Инициатор создания монумента — Георг Васильевич Мясников, второй секретарь Пензенского обкома КПСС.
 

...

  • 0

Популярное

Последние новости