В лесах Чувашии затаилась заброшенная деревня: как живут старики без магазина и дорог
- 16:50 27 января
- Ирина Мельникова

Если взглянуть на карту, вокруг будут лишь лесные массивы да извилистая лента реки. Ни магазинов, ни инфраструктуры. Лишь покосившиеся от времени дома, а от иных остались лишь крыши, ушедшие в землю.
Но не все строения безжизненны. Есть один дом, где ещё теплится жизнь, вопреки всему. Здесь живут люди старой закалки. Те, кто не боится труда на земле и не страшится оставаться один на один с тишиной вымершего посёлка, когда в тёмные осенние вечера в соседних окнах не горит ни один огонёк.
Дороги заросли, кругом тишина. Кирилл поехал в деревню Красноглухово Порецкого района Чувашии, и по пути ему должно встретиться урочище Старокаменное. Рядом когда-то было ещё одно - Краснобор, но от него не осталось и следа.
В Старокаменном два заброшенных дома, поглощённых кустарником и подступающим лесом, который отвоевал обратно всё, что когда-то было расчищено людьми для жизни и хозяйства.
Он представил, что когда-то здесь кипела жизнь: люди собирали ягоды и грибы, сушили травы на зиму. Жизнь была одновременно простой и полной тягот.
Истопить печь, принести воды, приготовить еду, сходить в лес за дарами природы, прополоть и полить огород. В таких населённых пунктах для людей строили дома культуры, столовые, пекарни, медпункты и библиотеки.
Так и возникло урочище Старокаменное. Но полноценным посёлком оно не было, так как само название "урочище" указывает на поселение, возникшее вблизи более крупного населённого пункта.
Как правило, урочища создавали у реки или озера, либо в лесу для заготовки древесины.
Рядом с урочищем расположено заброшенное лесничество. Кириллу показалось, будто люди работали здесь совсем недавно, а потом внезапно исчезли. Некоторые здания ещё выглядят крепкими, другие почти полностью разрушились вместе с ограждением.
Если к самому урочищу дороги уже нет, то сюда, к лесничеству, ведёт асфальтированная дорога. Вокруг тишина и красивый лес.
Рядом с наблюдательной вышкой расположено здание с решётками на окнах. Заглянув внутрь, можно увидеть, что полов почти нет, но повсюду расставлены рамки для ульев.
У стены стоит один сохранившийся улей. На здании висит проржавевшая табличка с названием улицы, но разобрать его уже невозможно. На брёвнах заметны инвентарные номера. Похоже, урочище было объединено с лесничеством, и здесь даже были свои улицы.
Затем Кирилл пошел к заброшенному посёлку Красноглухово. Согласно официальным данным, он был основан в 1926 году как посёлок лесозаготовителей, которые поставляли древесину на фанерный завод.
К 1930-му здесь уже жили около 600 человек. До ближайшего населённого пункта с магазином - 11 километров.
Если искать информацию, то везде указана дата основания1926 год.
По словам Кирилла, здесь до сих пор живут люди, целая семья. Из разговора с местной жительницей выяснилось, что их дом был построен ещё в 1911 году. Получается, люди селились здесь на хуторах ещё до прихода советской власти.
Туриста поражало изобилие грибов, ягод и трав, которые заготавливают на зиму для чая. До ближайшего жилого посёлка от Красноглухово - 22 километра.
Зимой, если дорогу занесёт снегом, связи с внешним миром не будет. Чтобы пережить холода, приходится заранее запасать дрова. При этом соседние дома пустуют и медленно разрушаются.
Уходил отсюда он молча, в раздумьях о том, что когда-то тут процветала жизнь.