Почему в СССР детей спокойно отпускали одних во двор, а сегодня водят за руку до школы до последнего
- 21:30 27 декабря
- Анна Сыроежкина

Картина, знакомая каждому: утром у школьных ворот столпотворение взрослых. Мамы, папы, бабушки крепко сжимают руки детей, провожая их буквально до порога класса. Ребенку может быть и десять, и двенадцать лет — неважно. Самостоятельная прогулка до школы или час во дворе с друзьями кажется немыслимой роскошью и безумным риском. А ведь еще несколько десятилетий назад дети гуляли в одиночку с дошкольного возраста. Почему так изменилось? Страхи стали объективнее или мы сами превратились в общество тревожных инкубаторов?
Инфраструктура страха: что изменилось на самом деле?
Давайте без ностальгии. В СССР преступность была, и детская в том числе. Но её масштаб и, главное, информационное освещение — несравнимы с сегодняшними. Не было соцсетей с пабликами вроде «Осторожно, Москва», где ежечасно публикуют десятки сообщений о подозрительных личностях. Не было такого плотного потока новостей, который создает ощущение, что опасность подстерегает за каждым углом. Тогда родительское беспокойство гасилось другим фактором — плотной социальной средой двора. Во дворе сидели бабушки, которые знали всех детей в лицо, из окон кричали мамы, старшие ребята присматривали за младшими. Это была неформальная, но работающая система общественного контроля. Сегодня дворы пусты. Бабушек на лавочках нет — они сидят в интернете. Родители на работе. Окна квартир закрыты шумоизолирующими стеклопакетами, из которых не покричишь. Социальные связи разрушены, а чувство ответственности переложено на плечи одного человека — родителя, который теперь единственный барьер между ребенком и враждебным миром, пишет автор дзен-канала Ностальгия по СССР.
Закон, мифы и гиперопека
Юридически сегодня ребенок может находиться один на улице с любого возраста. Закон не устанавливает цифру. Но есть статья о неисполнении обязанностей по воспитанию, и именно ею часто машут в случае происшествия. Это создает правовую неопределенность и страх: а вдруг что-то случится, и меня обвинят? С другой стороны, культура гиперопеки взращивается годами. Ребенок, которого водят за руку до подросткового возраста, не учится оценивать риски, не знает своего района, не умеет выстраивать коммуникацию со сверстниками без посредничества взрослых. Формируется порочный круг: он не самостоятелен, потому что его не отпускают, а его не отпускают, потому что он не самостоятелен. Миф о тотальной опасности подпитывается редкими, но громкими ЧП, которые раздуваются медиа до вселенских масштабов. Реальность же такова: статистика по тяжким преступлениям против детей за последние годы не показывает катастрофического роста. Но ощущение тревоги — зашкаливает.
Где та самая грань?
Вопрос «со скольки лет отпускать?» не имеет универсального ответа. Все зависит не от паспортного возраста, а от готовности самого ребенка и здравомыслия родителя. Готовность — это не только умение перейти дорогу по светофору. Это навык ориентироваться в районе, умение сказать «нет» незнакомцу, понимание, к кому можно обратиться за помощью (к другой маме с ребеном, к полицейскому, к продавцу в магазине). Начинать нужно не с самостоятельного похода в школу через весь город, а с мелких поручений: «сбегай за хлебом в соседний магазин, я буду ждать у окна». Или — «погуляй во дворе час, я буду на балконе». Постепенно увеличивая радиус и время. Двенадцатилетний ребенок, если его целенаправленно к этому готовили, вполне способен гулять один в пределах знакомого микрорайона. Проблема в том, что многие родители этот этап просто пропускают, предпочитая контролируемый за руку маршрут «дом-школа-кружок-дом».
Вывод: не время виновато, а мы сами
Так почему в СССР отпускали, а сегодня — нет? Дело не в мифической безопасности прошлого, а в разрушении старой системы общественного контроля и нежелании строить новую, более осознанную. Мы заменили дворовую социализацию гаджетами и кружками, а ответственность распределили между родителем и государством, забыв, что ребенок должен учиться жить в этом мире, а не просто перемещаться по нему под конвоем. Отпускать детей одних во двор — это не безответственность, а часть воспитания. Страхи понятны, но с ними нужно работать, а не запирать ребенка в стерильной капсуле до совершеннолетия. Иначе мы рискуем вырастить поколение, которое будет бояться выйти из дома без навигатора и кнопки экстренного вызова.