Ближний свет днём можно не включать: инспектор ГИБДД рассказал, когда можно использовать "туманки" вместо фар
- 19:30 25 декабря
- Анна Сыроежкина

Этот вопрос витает в воздухе каждого гаражного кофе и любого чата автомобилистов. Зачем жечь свет, когда и так видно? Лампы перегорят, бензин лишний уходит, да и аккумулятор жалко. Знакомые отговорки, правда? Кажется, что правило про ближний свет днём — просто формальность, от которой можно ловко увильнуть, включив габариты или «туманки». Но инспектор ДПС на очередной профилактической беседе расставил точки над i, причём с неожиданными нюансами.
Что говорит закон, а не «мудрый» сосед по стоянке
Всё просто и недвусмысленно написано в пункте 19.5 ПДД. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни (ДХО). Всё. Точка. Это не про освещение дороги — это про вашу видимость для других. Машина с включённым светом заметна на трассе, в тени деревьев, в слепящих лучах низкого солнца на сотни метров раньше. Это факт, подтверждённый статистикой аварийности. А теперь ключевой момент: тот же пункт правил разрешает использовать противотуманные фары вместо ближнего света. Но не всегда и не вместо всего, пишет автор дзен-канала Гаражбатя.
Туманки вместо фар: тонкая грань между можно и оштрафуют
Вот здесь и начинается самое интересное. Использовать «туманки» вместо фар днём действительно можно. Но с важнейшей оговоркой: только в светлое время суток и только совместно с ДХО или вместо них, если ДХО нет. Почему не вместо ближнего света? Потому что как только начинает смеркаться, в дождь, снегопад или в тоннель, противотуманные фары превращаются в зло. Они не освещают дорогу перед вами, а лишь подсвечивают пелену тумана или дождя у земли. Ехать с одними «туманками» в сумерках — всё равно что идти по тёмному переулку с карманным фонариком, направленным себе под ноги. Не видно ничего, кроме пары метров асфальта.
Миф о том, что ближний свет днём можно не включать, потому что «туманки» лучше, — опасное заблуждение. Их назначение — улучшение видимости в условиях плохой видимости (туман, дождь, метель), а не замена штатного освещения. Более того, неправильно отрегулированные «туманки» будут слепить встречных водителей даже днём, что тоже чревато претензиями.
Разбор полётов: экономия, которой нет
Давайте разберём два главных страха, которые заставляют водителей хитрить со светом.
-
«Лампы перегорят». Ресурс современных галогенных ламп — около тысячи часов. Включая свет только на время поездок, вы растянете этот ресурс на годы. Светодиодные и ксеноновые фары живут ещё дольше. Гораздо быстрее лампу убьёт вибрация от убитой дороги или проблемы с электропроводкой.
-
«Повышенный расход топлива». Мощность ламп ближнего света — около 110-130 ватт. Для генератора современного автомобиля это капля в море. Дополнительный расход если и будет, то в пределах погрешности бортового компьютера — доли литра на сотню километров. Экономия смехотворна, а вот риск стать невидимкой на дороге — реален и дорого стоит.
Так что включать-то?
Алгоритм прост до безобразия. Садишься в машину — завёл, включил свет. Если есть ДХО — они загорятся сами. Если нет — щёлкни подрулевым переключателем в положение «ближний свет». Можно вместе с ним задействовать и «туманки», если очень хочется. А с наступлением сумерек или при ухудшении погоды «туманки» уступают место штатному ближнему, с которым могут работать в паре или нет. Габариты — это только для обозначения припаркованной машины, они не спасут.
Штраф за езду без света, кстати, всего 500 рублей. Но дело, согласитесь, не в деньгах. Дело в том, что эта простая привычка — один из самых дешёвых и эффективных способов повысить свою безопасность. А инспектор, который посоветовал разобраться в этом вопросе, был, по сути, прав. Просто слушать его нужно внимательнее, до конца, без самодеятельных трактовок. Особенно когда речь идёт о том, что можно, а что нельзя включать вместо фар.