Почему одни дети любят и уважают пожилых родителей, а другие - плюют на них: воспитание тут ни при чем
- 12:00 10 декабря
- Анна Сыроежкина

Горький осадок, тихая обида, вопрос, который стыдно задать вслух: «Почему меня не уважают?» Он висит в воздухе, когда звонки от детей становятся редкими событиями, а визиты похожи на короткие обязательные отчеты. Когда помощь воспринимается как нечто само собой разумеющееся, а личное мнение или усталость — как блажь. Знакомое чувство? Оно посещает и матерей, которые жили семьей, и отцов, которые пахали ради будущего детей. И первое, что приходит на ум — ошибки в воспитании. А вот и нет. Часто причина, почему одни дети любят и уважают пожилых родителей, а другие буквально плюют на их чувства, кроется в совершенно иных сферах.
Функция вместо личности: когда заботу стирают в порошок
Представьте на минуту, что родитель — это не человек, а безотказный аппарат по выдаче услуг: еды, денег, уборки, советов. Удобно? Еще бы. Такую подмену личности функцией дети, сами того не желая, совершают очень легко. Особенно если им с пеленок демонстрировали модель отношений, где у мамы или папы нет своих границ, желаний и права на усталость. Безусловная забота, лишенная рамок, перестает быть подвигом любви и становится ожидаемой нормой. И вот ребенок вырастает, а видит перед собой не интересную личность с богатым прошлым и настоящим, а… все тот же «аппарат». Только теперь он малофункционален. Уважать-то что? Автомат? Трагедия в том, что сами родители годами выстраивали эту схему, забывая, что здоровые отношения — это про взаимный интерес, а не про долг.
Зеркало, которое не врет: как вы сами разрешаете с собой обращаться
Есть неудобная психологическая правда: окружающие относятся к нам так, как мы сами себе это позволяем. Если человек десятилетиями терпит пренебрежение, игнорирует свои потребности в угоду другим и не выстраивает границы, он посылает миру четкий сигнал: «Со мной можно». Взрослые дети этот сигнал считывают безупречно. Уважение к себе — это не эгоизм, а фундамент. Если этот фундамент давно просел, требовать, чтобы другие возводили на нем дворцы почтения, наивно. Вопрос «почему дети плюют на родителей?» часто стоит переформулировать: «Почему я сам так не ценю свое время, силы и чувства, что другим это стало незачем ценить?», пишет источник.
Диалог двух глухих: почему разговоры стали формальностью
«Как дела? — Нормально. — Здоровье что? — Ничего». Знакомый обмен репликами? Это не диалог, это ритуал. Уважение живет там, где есть живой интерес к внутреннему миру другого. К его сегодняшним мыслям, пусть и странным, к его впечатлениям, пусть и незначительным, к его страхам и маленьким радостям. Когда общение сводится к отчету о здоровье и пережевыванию прошлого, связь рвется. Дети начинают воспринимать родителей как памятник самому себе, а памятники, как известно, посещают по праздникам и из чувства долга. Чтобы это изменить, нужно рискнуть и начать говорить о чем-то настоящем. Спросить не «Ты поел?», а «Что тебя сегодня рассмешило?».
Не требовать, а выстраивать: инструкция по восстановлению границ
Менять установившуюся динамику тяжело, но возможно. Это не про манипуляции и ультиматумы, а про тихую и последовательную работу над собой.
-
Говорите о границах спокойно. Не «Ты совсем обнаглел!», а «Мне неприятно, когда мне хамят. Я прекращу этот разговор, если тон не изменится». И — прекращайте. Это не ссора, это правило.
-
Верните себе свою жизнь. Вспомните, что вас радовало до того, как вся жизнь стала «ради детей». Кружок, прогулки, книги, встреча со старым другом. Наполненный, увлеченный человек магнитит к себе интерес. Внезапно оказывается, что с ним есть о чем поговорить, помимо больных суставов.
-
Замолкните о прошлых заслугах. Бескорыстная помощь, о которой не напоминают каждые пять минут, ценится в разы выше. Требуя благодарность за прошлое, вы торгуете в долг. Сосредоточьтесь на том, чтобы строить равные отношения здесь и сейчас.
-
Говорите о чувствах, а не предъявляйте счет. Вместо обвинительного «Ты меня никогда не навещаешь!» попробуйте: «Я очень скучаю по тебе, давай выберем день и устроим вечер вместе». Первое отталкивает, второе — приглашает.
Ответ на мучительный вопрос, почему одни дети любят и уважают, а другие — нет, часто лежит не в плоскости «они неблагодарные», а в области личных границ и самоуважения. Это не оправдание для черствости, а ключ к переменам. Начать стоит с себя — с честного взгляда в то самое зеркало. Перемена никогда не бывает слишком поздней. Особенно когда речь идет о том, чтобы наконец-то увидеть в отражении не только родителя, но и человека.