В мороз - 20-25 финны заводят машины легко и без прогрева: как им это удаётся - просто знают одну хитрость
- 19:30 6 декабря
- Анна Сыроежкина

Картина, знакомая многим в российские морозы: человек в куртке курит у машины, слушая, как с трудом крутится стартер, а из выхлопной трубы валит густой белый дым. В Финляндии или Швеции при -25 такого почти не увидишь. Машины заводятся легко, как будто на улице не лютый холод, а прохладный осенний день. Секрет не в каком-то волшебном зимнем масле или сверхстойких аккумуляторах. Всё проще и технологичнее. Они просто знают одну хитрость, которая превращает зимний запуск из подвиговедения в рутину.
Хитрость под капотом: не магия, а розетка
Главный «секрет» скандинавов — штатные электрические подогреватели. Это не дополнительные «девайсы», а часто заводская опция. Устройство, встроенное в систему охлаждения двигателя, которое работает от обычной розетки на 220В. Вечером, поставив машину на парковку у дома, водитель просто подключает её к сети. Термостат поддерживает температуру антифриза в районе +70-80°C. Утром — повернул ключ, и двигатель запускается так, будто только что заглушили после поездки. Никакого холодного пуска, износа цилиндров, густого масла и ледяного салона, пишет автор дзен-канала Автовод со стажем.
Закон и инфраструктура: почему у них это есть, а у нас — редкость
Дело не только в сознательности. Всё подкреплено жёсткими экологическими законами. В той же Финляндии запрещено использовать автономные бензиновые или дизельные предпусковые подогреватели в городской черте. Запрещено и «просто постоять» с заведённым двигателем больше 4 минут для прогрева. Штрафы ощутимые. Властям пришлось создать альтернативу: на публичных парковках, у офисов, в жилых районах массово устанавливают специальные столбики с розетками и счётчиками. Платёж за электроэнергию включается в парковочный тариф. Получился удобный симбиоз: экология не страдает, а люди не мёрзнут.
Это не просто кипятильник: какие бывают системы
Простейший вариант — нагревательный элемент в блоке двигателя. Но есть и более продвинутые системы. Например, с циркуляционным насосом: они не просто греют антифриз в одном месте, а гонят его по всему контуру, равномерно прогревая и двигатель, и печку. Самые «продвинутые» комплексы могут управляться по таймеру или даже со смартфона через приложение. Заплатил за парковку, получил SMS с кодом доступа к розетке, указал время отъезда — и к нужному часу машина тёплая.
А что же «теплоаккумуляторы»? История одной гениальной, но капризной идеи
Была в Скандинавии и другая, почти забытая теперь, технология. В нулевые были популярны встроенные теплоаккумуляторы — огромные термосы на 15-20 литров, заполненные специальным веществом с высокой теплоёмкостью. За время поездки это вещество нагревалось от работающего двигателя и «заряжалось» теплом. На стоянке, нажав кнопку, можно было запустить циркуляцию и отдать это тепло двигателю. Хватало на один-два запуска. Идея блестящая, но на практике оказалась дорогой, а ёмкости со временем корродировали. От неё постепенно отказались в пользу простых и надёжных электрических «кипятильников».
А если розетки нет? Китайская смекалка в помощь
Современные китайские производители предлагают альтернативу для мест без инфраструктуры — каталитические нагреватели. Компактная коробочка, работающая на бензине из бака, но без открытого пламени. Внутри — катализатор, на котором пары топлива окисляются, выделяя тепло. Тихие, относительно безопасные, но греют они медленно (час и более) и всё равно пахнут. Это компромиссный вариант для охотников, рыбаков или жителей частных домов без удобного доступа к розетке у парковочного места.
Вывод: не чудо, а система
Так что, когда говорят, что «в мороз -20-25 финны заводят машины легко», речь идёт не о национальной особенности, а о продуманном бытовом комфорте. Это результат строгих законов, которые заставили создать удобную инфраструктуру, и привычки людей пользоваться технологиями себе во благо. Их хитрость — в том, чтобы не бороться с последствиями (мёрзнуть у заведённой машины), а исключить саму проблему (прогреть её заранее, пока спишь).