Поворот направо на зелёный, но с негорящей стрелкой. Разъяснение от Верховного суда
- 19 ноября 09:30
- Анна Сыроежкина

Светофор с дополнительной секцией — головоломка для водителя. Особенно когда основой сигнал зелёный, а стрелка направо — тёмная и безжизненная. Рука так и тянется повернуть руль, но внутри щёлкает тревожный предупредительный сигнал. Можно или нет? Верховный суд, наконец, поставил в этом споре жирную точку, разобравшись в ситуации, которая годами заставляла водителей нервничать на перекрёстках.
Зелёный светит, а ехать нельзя: парадокс дополнительной секции
Казалось бы, какая разница? Основной сигнал разрешает движение. Но ПДД построены на чёткой логике, а не на ощущениях. Дополнительная секция со стрелкой — это, по сути, отдельный, самостоятельный светофор, отвечающий только за своё направление. Если она не горит — это равнозначно красному сигналу для вашего манёвра. Тот самый случай, когда зелёный светит для всех, кроме вас. Контурная стрелка на основном стекле лишь подсказывает: «Эй, внимание, вот тут есть специальный регулятор для поворота!». Она ничего не разрешает и не запрещает. Она просто информирует. Игнорирование этого правила — прямой путь к штрафу, пишет автор дзен-канала.
Что сказал Верховный суд: закон и его буква
Верховный суд рассмотрел жалобы и разъяснил позицию раз и навсегда. Нормы ПДД, касающиеся допсекций, чётки и однозначны. Погасшая стрелка — это стоп-сигнал для движения в указанном направлении. Точка. Никакие ссылки на «общий зелёный», «логику» или «привычку» в суде не пройдут. Проезд на неактивную стрелку квалифицируется по статье 12.12 КоАП — проезд на запрещающий сигнал. Это 1500 рублей штрафа, а при повторном нарушении — уже 5000 или лишение прав. Если таким манёвром вы создадите помеху другим машинам, штрафные санкции могут наслоиться. Так что та самая жирная точка, поставленная Верховным судом, оказалась красной для кошельков невнимательных водителей.
Как действовать на перекрёстке: простое правило без исключений
Вывод из всей этой истории практичный и простой. Увидели светофор с черной контурной стрелкой — будьте начеку. Ваш алгоритм действий должен быть таким:
-
Основной зелёный + зелёная стрелка в допсекции = можете поворачивать, уступая дорогу пешеходам и другим ТС по правилам.
-
Основной зелёный + погасшая или красная стрелка в допсекции = движение направо запрещено. Останавливаетесь и ждёте, пока загорится зелёная стрелка.
Не нужно гадать, почему стрелка не активна — возможно, на этой фазы приоритет отдан пешеходам или встречному потоку. Ваша задача — соблюдать предписание. Эта жирная точка, которую поставил Верховный суд, избавляет от любых двусмысленностей. Дешевле и спокойнее постоять лишние 30 секунд, чем потом оспаривать штраф с камеры, зная, что судебная практика по этому вопросу уже давно устоялась не в вашу пользу.