Виновник ДТП на обочине. Разъяснение позиции Верховного суда РФ для водителей
- 12 ноября 08:00
- Анна Сыроежкина

Пробка, нервы, и кажется, что единственное спасение — это пустая обочина. Рука так и тянется свернуть на нее, чтобы объехать затор. Стоп. Мало того, что это нарушение, так еще и прямой путь к признанию виновным в любой аварии. Даже если вы в этот момент были абсолютно правы. Верховный суд давно расставил все по местам, и ситуация с автомобилем, движущимся по обочине, не оставляет пространства для манёвров — ни на дороге, ни в суде.
Обочина: законное место для движения?
Для начала разберемся с самим понятием. С точки зрения Правил дорожного движения, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части. И у нее строго ограниченная функция: остановка и стоянка транспортных средств. Ни о каком движении, даже самом аккуратном и медленном, речь не идет. Пункт 9.9 ПДД РФ говорит об этом прямым текстом: движение по обочинам запрещено. Нарушителя ждет штраф, но это, как выясняется, лишь цветочки. Ягодки созреют, если произойдет ДТП, пишет автор дзен-канала Автоюрист. Всё о ДПС.
Кто виноват? Тот, кто на обочине!
Ситуации бывают разные. Выезд с парковки, перестроение, маневр — столкновение с машиной, ползущей по краю дороги, всегда выглядит неоднозначно. Казалось бы, нужно разбираться, кто кого подрезал, не уступил дорогу, не посмотрел в зеркало. Но Верховный суд в своем постановлении Пленума №20 от 25 июня 2019 года поставил жирную точку в этих рассуждениях. Основной принцип таков: виновным всегда признается водитель, движущийся по обочине.
Почему? Всё просто. Его действия изначально противоправны. Он создал аварийную ситуацию сам фактом своего нахождения не на проезжей части, а на участке, для движения не предназначенном. Судьи рассуждают логично: не окажись нарушитель там, где ему быть нельзя, ДТП бы не произошло. Это главный аргумент, который перевешивает все остальные нюансы столкновения.
Разбор полетов: пример из жизни
Представьте стандартную ситуацию: автомобиль выезжает с прилегающей территории — двора или парковки — и сталкивается с машиной, которая в этот момент объезжала пробку по обочине. Интуитивно многие могут решить, что виноват выезжающий, ведь он обязан уступить дорогу всем. Но закон и практика Верховного суда говорят обратное. Водитель, движущийся по обочине, изначально совершает грубейшее нарушение. Именно он и будет признан виновником ДТП. Его противоправное поведение перекрывает все остальные мелкие нарушения, которые могли быть у других участников движения.
Это железное правило работает практически без исключений. Неважно, двигались вы по встречной обочине или по попутной, объезжали затор или просто искали место для парковки. Сам факт движения по этому участку дороги делает вас виновным в случае любого столкновения. Так что в следующий раз, когда захочется срезать путь по краю дороги, стоит помнить: это не просто штраф в полторы тысячи рублей. Это добровольная сдача всех своих прав в споре о виновности при возможном ДТП. Верховный суд поставил точку в этом вопросе, и альтернативных трактовок просто не существует.