«Уходя, как остаться суметь?»: пензенцы вспомнили поэта с экстрасенсорным даром Ларису Яшину
- 9 ноября 10:18
- Елена Альшина

5 лет назад, 7 ноября 2020 года, Пензенская губерния провожала в последний путь поэта, члена Союза писателей и журналистов России, дважды лауреата Всероссийской литературной премии им. М. Ю. Лермонтова и лауреата Международной литературной премии им. К. М. Симонова Ларису Ивановну Яшину. Лариса Ивановна скончалась в Пензе на 80-м году жизни. Она автор более 20 авторских и коллективных сборников стихов. Личность с большой буквы. Самые яркие воспоминания о любимом поэте сохранились в книге «Уходя, как остаться суметь?».

Пензенская культура понесла невосполнимую утрату. В нашей области, пожалуй, нет района, где бы не знали эту яркую, умную и талантливую женщину и замечательного поэта. Об этом знают все, кто приходил на ее творческие встречи, кто стоял в очереди за автографом, кто, стоя, долго аплодировал ей после концерта.
«Главный «варяг» политеха»
«Люди шли ко мне, потому что знали, что здесь они найдут привет и приют», - рассказывала Лариса Ивановна своим друзьям и коллегам по творчеству.
Лариса, Лариска, Лорочка. Так звали поэта самые близкие по духу ей люди.
Сама же Лариса Яшина называла себя человеком «непоэтической» профессии, потому как помимо журналистики и поэзии, ее интересовало и техническое направление. Лишь немногие знали, а некоторые узнали только после смерти поэта, о том, что Яшина, будучи душеведом, преподавала в родном политехническом институте «материаловедение». Согласитесь, парадокс.
Как отмечала наш любимый поэт при жизни, это хорошо когда человек имеет столь непоэтическую профессию. Он глубже знает жизнь.
Журналист, писатель и целитель

Первые шаги в журналистику Лариса Яшина сделала, едва учась в первом классе сельской школы в Росве, что неподалеку от Калуги. А уже в 5 классе она написала первое стихотворение в Рязанской области на смерть Сталина, которое тут же опубликовала районная газета «За урожай». В 9 классе Лариса – внештатный журналист «Молодого ленинца».
В творчестве Л. И. Яшиной отразилась эпоха, в которой, несмотря на все грозные перипетии, сохранялась православная вера. Книги стали художественным Синодиком пензенского края. И сама она была легендой уже при жизни.
«Первая наша встреча состоялась в драматическом театре на юбилее певицы Веры Аношиной. Выйдя на сцену, я поздравил юбиляра и исполнил свой романс на стихи кузнецкого поэта В. Завьялова «Вечное желание». Лариса Ивановна сказала мне несколько слов одобрения. Отметила, что слышала обо мне, работая в филармонии, и даже объявляла мои песни и романсы, которые исполнили А. Шуватов и А. Постнов. Встреча длилась всего несколько минут, так как я спешил на электричку домой в Кузнецк», - поделился заслуженный работник культуры РФ, почитатель творчества Ларисы Яшиной Евгений Барановский при написании автобиографической книги.
Близким по духу человеком, больше чем подругой, для Ольги Сикорской из Пензы стала поэт Лариса Ивановна. Ольга Владимировна была званым гостем пензенского поэта. Знакомство с Яшиной произошло много лет назад в ахунской библиотеке, которое оказалось судьбоносным.
«Приехала тогда в Пензу из Казахстана и впервые узнала о поэте Ларисе Яшиной. Когда творческий вечер плавно перешел в беседу о литературе, поэзии, Лариса Ивановна подошла ко мне и дала книгу. Это был сборник стихов «Равновесие». Первое, на что я обратила внимание, это на стихотворение «Что я оставлю на этой земле?». Оно и сейчас мое любимое. И говорю Ларисе Ивановне: «Это книга моя!». Она в ответ: «Нет, моя». Читаю и понимаю, что все в произведении написаны гармонично и близки мне по духу. После этого творческого вечера мы стали с Ларисой Яшиной близкими друзьями. Я была званым ее гостем. Приходила к ней домой тогда, когда ей надо. Поэт сама мне об этом говорила», - поделилась историей знакомства с Яшиной Ольга Сикорская.
Говорить о Ларисе Яшиной можно бесконечно. Помимо любви к слову, поэт обладала уникальным даром.
Многие пензенцы и гости города знали Ларису Яшину и как целителя.
При жизни поэт рассказывала о том, что необычные способности проявились у нее еще в детстве. Но осознала она это не так давно.
«В детстве при любом заболевании резко поднималась температура до 39-40 градусов. В этом состоянии я чувствовала улучшение памяти. Могла наизусть прочитать поэму Некрасова «Мороз-красный нос», хотя цели заучивать ее никогда не ставила», - отмечала Яшина.
В 90-х Лариса Ивановна получила два диплома – по экстрасенсорике и парапсихологии. Особенно хорошо ей удавалось лечить заикание, энурез и ожоги. Также научилась ставить диагноз заочно.
Лариса Ивановна просто мысленно представляла биополе болезни человека и распознавала причины болезни. От курения избавляла простым приказом.
«Я скажу: не хочешь, не кури. И этого довольно. Потом куряки приходят и говорят что больше не курят.
Как-то едем в машине без номеров. Впереди пост ГАИ. Ну, думаем, попались. Постовой к дороге вышел, уже жезлом потряхивает, а я сижу в кабине и говорю: ну, что ты, милый, волнуешься, нет тут никого, опусти свою палку и иди себе! А он и в самом деле палку опустил и к дороге спиной повернулся», - с теплом вспоминала Лариса Ивановна.
Яркая, обаятельная, с необыкновенным чувством юмора: пензенский поэт притягивала всех внутренней стороной. Несмотря на свой статус, Лариса Яшина могла найти язык с каждым и поддержать любую компанию. Она настолько располагала к себе, что пообщавшись с ней хоть раз, люди считали ее близким человеком. Для родных и друзей Лариса Яшина будет жива всегда!