Верховный суд запретил жильцам парковку во дворах. Что делать автовладельцам?
- 10 ноября 09:30
- Анна Сыроежкина

Представьте себе типичный двор: лавочки, детская площадка и… сплошной ковёр из припаркованных машин. Места для живых людей почти не остаётся. Казалось бы, это реалии современной городской жизни, с которыми ничего не поделаешь. Но недавно Верховный суд поставил точку в этом хаосе, вынеся решение, которое перевернуло привычный уклад с ног на голову.
Суть вердикта: парковка для гостей, а не для жителей
Оказывается, всё это время многие парковались с нарушением. Высшая судебная инстанция, разбирая один из бесчисленных споров, апеллировала к старому, но часто игнорируемому СанПиНу 2.1.2.2645-10. В нём чёрным по белому прописан запрет на размещение автотранспорта на территории дворов. Лазейка только одна — гостевая парковка. Выходит парадоксальная ситуация: приехать в гости и оставить машину под окнами на пару часов — можно, а вам, как постоянному жильцу, — уже нет. Фактически, Верховный суд поставил точку, решив, что двор — это не персональная парковка для резидентов многоэтажки, пишет автор дзен-канала AVtozal.
Казалось бы, вот он, долгожданный порядок. Но не всё так просто. Решение немедленно уперлось в мощную стену жилищного законодательства.
Юридический конфликт: Суд против Кодекса
И здесь начинается самое интересное. Жилищный и Гражданский кодексы РФ придерживаются совершенно иной логики. Согласно им, владельцы квартир являются и совладельцами придомовой территории. Статья 210 ГК РФ и статья 36 ЖК РФ дают им право использовать эту землю для собственных нужд, и парковка автомобиля под окнами собственной квартиры вполне подпадает под это определение.
Возникает правовая коллизия. С одной стороны — решение Верховного суда, которое формально запрещает оставлять свои авто во дворах жилых домов. С другой — фундаментальные кодексы, которые это право подтверждают. Чью же сторону принимать на практике? Пока что сила у судебного вердикта. Несмотря на его спорность с точки зрения жилищного права, именно он является руководством к действию для контролирующих органов. Это значит, что машина, припаркованная в родном дворе, может запросто стать поводом для штрафа.
Так что же делать автовладельцам? Пока ситуация находится в подвешенном состоянии, стоит быть осторожнее. Это тот самый случай, когда формальная правота может обернуться реальным штрафом. Остаётся надеяться, что законодатели обратят внимание на этот конфликт и внесут окончательную ясность. А до тех пор дворы, скорее всего, останутся серой зоной, где правила диктует не кодекс, а наличие свободного пятачка.