Реальные причины дефицита водителей фур
- 6 октября 22:00
- Анна Сыроежкина

Зарплаты дальнобойщиков регулярно попадают в топы новостей: 200, 250, 300 тысяч рублей. Цифры манят, но отрасль тем временем буквально задыхается от нехватки кадров. Дефицит достигает 30%, а средний возраст водителя приближается к 50 годам. Возникает резонный вопрос: почему же никто не спешит садиться за руль «большегруза» за эти, казалось бы, очень большие деньги? Оказывается, за яркими цифрами скрывается целый клубок проблем.
Разрушенный фундамент: куда делась школа водителей
Когда-то в СССР существовала могущественная структура — «СОВТРАНСАВТО». Это был настоящий институт для дальнобойщиков, дающий не просто права, а фундаментальное образование. Водителей учили всему: от технического состояния машин до таможенных правил других стран и иностранных языков. Попасть туда было престижно, а чтобы получить допуск к международным рейсам, нужно было иметь безаварийный стаж и высочайшую квалификацию. После 90-х эта система была полностью уничтожена. Теперь каждый сам за себя. Молодой водитель учится на своих ошибках, а крупные компании предпочитают не учить, а переманивать уже готовых, «обстрелянных» специалистов. Общей школы больше нет, а хаотичные курсы при крупных сетях — лишь капля в море, пишет автор дзен-канала АВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU).
Суровая романтика: работа как круглосуточное выживание
Работа дальнобойщика давно перестала быть романтикой открытой дороги. Это ежедневное выживание в экстремальных условиях. Зимой — снежные заносы и гололед, притом что на фуры редко ставят шипованную резину. Летом — изнуряющая жара и мошкара. Современные тягачи, конечно, оснащены кондиционерами и спальными местами, но это не отменяет главного риска. Сломаться можно в сотнях километров от жилья, и тогда придется ждать помощи сутками, греясь автономным обогревателем. Как шутят сами водители, «молодежь мягкая пошла», после такого испытания морозом многие просто увольняются, бросив и машину, и груз.
Зарплата в 250 тысяч: иллюзия и реальность
А что же те самые заветные 250–300 тысяч? Здесь тоже не все так однозначно. Такие деньги платят опытным, проверенным водителям с безупречной репутацией. Начинающий специалист в лучшем случае получит 150–200 тысяч. И вот тут вступает в силу простая арифметика. Чтобы получить право управлять фурой, нужно потратить время и деньги на получение категории «Е». А после — нести огромную ответственность за груз, который может стоить как несколько квартир. Многие страховки ложатся на плечи самого водителя. При этом таксист в крупном городе может зарабатывать те же 150–200 тысяч, но без ночевок в кабине, без риска замерзнуть и с возможностью каждый вечер возвращаться домой. Получается, что большие зарплаты дальнобойщиков на деле не так уж и велики, если учешь все риски и издержки. Чтобы привлечь молодежь, цифры в объявлениях должны начинаться от других, куда более серьезных значений.