Правый или левый поворотник на кольце? Разбор ПДД и мифов. Как не получить штраф
- 10 сентября 09:30
- Анна Сыроежкина

Вопрос поворотников на круговом движении — настоящая головная боль для российских водителей. Он обрастает мифами, провоцирует споры в гаражах и нервные жесты на дороге. Одни упрямо включают левый, словно собираются в нырнуть в соседний ряд. Другие коротко моргают правым. Третьи и вовсе едут молча, как разведчики в глубоком тылу. Кто прав? Ответ, как ни странно, лежит на поверхности, а не в области народных легенд.
Кольцо как тест на внимательность
Для начала стоит запомнить: перекрёсток с круговым движением — это не отдельная планета со своими законами. Здесь действуют обычные Правила дорожного движения. Весь фокус в том, что многие забывают банальный пункт 8.1 ПДД. Он гласит: перед любым манёвром водитель обязан подавать сигналы поворотниками. Въезд на круг — это и есть манёвр. А именно — поворот направо, пишет источник.
Вот и вся магия. Большинство въездов на кольцо устроено так, что траектория машины отклоняется вправо. Соответственно, и правый поворотник — единственно верный способ сообщить окружающим о своих намерениях. Это просто, логично и предсказуемо. Левый же поворотник при въезде — полная бессмыслица. Он только вводит в заблуждение, будто вы собираетесь сразу налево или, того хуже, разворачиваетесь.
Миф о левом поворотнике и суровая реальность
Откуда же тогда растут ноги у мифа про левый указатель? Возможно, из желания как-то обозначить себя для тех, кто уже движется по кругу. Мол, я включаю левый — значит, я тут надолго, не съезжаю. Но это опасное заблуждение.
Постоянно горещий левый поворотник в пределах кольца — это моветон и нарушение. Он дезориентирует всех. Водитель сзади может решить, что вы прямо сейчас начинаете перестраиваться в его полосу. Правила чёткие: поворотники используют только для начала манёвра, а не для его продолжения. Двигаясь по кругу без смены полосы, вы не совершаете манёвров. Значит, и поворотники должны быть выключены.
Что говорит закон и практика
Верховный суд РФ в одном из своих решений расставил все точки над i. Отсутствие поворотника при въезде на круг может быть признано нарушением, особенно если это создало помехи другим автомобилям. Инспектор ГИБДД вполне законно выпишет штраф по части 1 статьи 12.14 КоАП — за невыполнение требования ПДД подавать сигналы перед манёвром.
Но есть нюанс. Если геометрия конкретного перекрёстка уникальна и въезд осуществляется строго прямо без отклонения, поворотник можно и не включать. Правда, таких колец в России — единицы. В 99% случаев работает правило: въезжаешь на круг — включи правый.
Главное правило: быть предсказуемым
Всё сводится к простой формуле, которая развеивает любой миф:
-
Въезд на круг = поворот направо. Правый поворотник.
-
Перестроение на круге = сигнал в сторону перестроения.
-
Съезд с круга = поворот направо. Снова правый поворотник, включённый заблаговременно.
Не нужно усложнять. Не нужно изобретать свои сигналы. Просто будьте предсказуемым участником движения. Включайте правый поворотник перед въездом на кольцо — и вы сразу станете понятнее всем: водителям на круге, пешеходам и даже инспектору ДПС на обочине. Это тот редкий случай, когда правила полностью совпадают с простой логикой.