Почему японцы продают машины через 3 года? Раскрываем секрет
- 28 августа 19:30
- Анна Сыроежкина

Правительство Японии строго фиксирует: средний срок владения новым автомобилем в стране редко превышает три года. После этого машину массово продают за границу, часто с пробегом всего в 10-15 тысяч километров. Для российского автолюбителя такая ситуация кажется немыслимой — техника только обкатана, а ее уже списывают. Причины этого кроются в уникальном сочетании экономики, менталитета и строгих законов.
Почему японцы массово избавляются от машин через 2-3 года после покупки? Ответ никогда не бывает однозначным. Первая и главная причина — статус. В японской бизнес-культуре новая машина является таким же атрибутом успешного человека, как и дорогой костюм. Приезжать на работу на трехлетней модели — дурной тон, который может навести коллег на мысли о финансовых проблемах. Второй фактор — система льготного обслуживания. Дилеры часто предлагают бесплатное ТО на первые три года, что делает владение практически беспроблемным. Как только этот период заканчивается, расходы резко взлетают.
Затем вступает в силу знаменитый японский техосмотр «сякэн». Его прохождение каждые два года для машин старше трех лет — это целая история. Процедура стоит очень дорого, сравнима с тысячами долларов, и требует приведения автомобиля в идеальное техническое состояние. Малейшая течь масла или износ деталей — и владельцу выписывают предписание на дорогостоящий ремонт. Для многих проще продать автомобиль и купить новый с новым пакетом обслуживания, чем проходить этот квест, пишет автор дзен-канала Автовод со стажем.
Существуют и чисто практические ограничения. В крупных городах действуют жесткие правила парковки — чтобы купить машину, необходимо доказать властям, что у вас есть собственное парковочное место. Содержание автомобиля в центре превращается в настоящее испытание. Общественный транспорт развит настолько хорошо, что личный автомобиль часто простаивает неделями, превращаясь из средства передвижения в дорогую игрушку выходного дня.
Таким образом, продажа почти нового автомобиля — это не каприз, а продуманное экономическое решение. Японец не хочет переплачивать за страховку, техосмотр и ремонт, когда можно пересесть на новую, более статусную и надежную модель. Так что следующий раз, увидев на аукционе японский автомобиль с минимальным пробегом, можно быть уверенным — его продали не потому, что с ним что-то не так. Просто у него закончилась виза на пребывание в стране.