Никакого удовольствия: пища крестьян на Руси, которую сейчас вряд ли захочется попробовать
- 3 августа 20:00
- Анна Сыроежкина

Чем питались русские крестьяне? Суровый рацион без излишеств. Каша, кама, репа и ржаной хлеб как основа выживания. (
Март 1897 года. Губернская статистика рисует безрадостную картину крестьянского быта. Историки, изучая архивы и этнографические записи, единодушны: питание русского крестьянина было вопросом выживания, а не гастрономии. Представления о сытых застольях с блинами – миф, рожденный в более сытые времена или в помещичьих усадьбах. Реальность – тяжелый труд и скудный стол. Мясо? Редкий гость, лишь по великим праздникам. Рыба? Удача для живущих у воды. Сладости с базара? Невиданная роскошь. Все, что съедалось, выращивалось и заготавливалось своими руками, часто скудно и однообразно.
Распространено мнение, будто блины были повседневной едой. Заблуждение. Хозяйка тратила драгоценную муку на них лишь несколько раз в году. Существовало твердое убеждение: приучать домочадцев к "излишествам" вредно, испортятся. Поэтому ценился тот скромный набор, который вряд ли вызовет восторг у современного человека. Основа, фундамент, главный герой стола – каша. Овсяная, гречневая, ячменная, из полбы.
Густая – как основное блюдо, жидкая – заменяла суп. Без специй, на воде или снятом молоке, ее вкус был далек от нынешних вариаций. Каша царила и в будни, и в праздники. Ее варили на свадьбах (отсюда и "заварить кашу"), ели при рождении детей, кормили рожениц. Она связывала повседневный труд и редкие радости в единый круг жизни.
Еще один столп выживания – кама. Звучит загадочно, но это простая, даже аскетичная еда. Перебродившая мука из смеси зерен (овёс, ячмень, пшеница), разведенная водой до состояния густой массы. Никакого кулинарного изыска. Главные козыри – питательность и невероятная, по меркам того времени, лежкость. Кама спасала в долгие зимние месяцы и была незаменима в военных походах. Историки кухни намекают, что даже суровые воины Чингисхана могли оценить ее практичность. Еда суровой необходимости.
Хлеб – всему голова, но и он был разным. Пшеничный, "белый" хлеб – редкая праздничная роскошь, почти недоступная. Повседневным, "черным" был хлеб из ржаной муки. Пекли его нечасто, раз или два в неделю – он хорошо хранился. Плотный, кисловатый, он был основным источником сил для тяжелой работы в поле. Лишь в самые большие праздники в ржаную муку могли подмешать немного пшеничной для легкости. Но даже тогда это был символ крестьянской стойкости и непритязательности.
Осенью главной заботой становилась капуста. Целые бочки солили на зиму. Квашеная капуста была стратегическим запасом. Из нее варили щи – главное горячее блюдо долгих зим, согревающее и дающее хоть какие-то витамины. Интересный нюанс: крестьяне чаще квасили верхние, более грубые листья ("серую" капусту), а нежные кочаны могли отнести помещику или продать. До эпохи картофеля царила репа. Ее парили, варили, запекали, ели сырой, клали в похлебки. Универсальный, неприхотливый, питательный овощ, спасавший от голода. Именно ее называли "королевой стола", пока картофель не сместил с пьедестала, пишет источник.
Никакого удовольствия – так можно охарактеризовать этот рацион с современной точки зрения. Пища крестьян на Руси была функциональной, скудной, рассчитанной на выживание в условиях тяжелого труда и природных циклов. Это история о том, как ценен был каждый кусок, и как далека повседневная реальность от лубочных картинок. Попробовать такое сейчас? Пожалуй, только ради исторического эксперимента. А пока можно просто порадоваться, что на столе есть выбор. И поблагодарить предков за их выносливость. Хотя бы мысленно.