Вышла в свет новая книга профессора ПГУ Геннадия Горланова о тайнах человеческой памяти

Вышла в свет новая книга профессора ПГУ Геннадия Горланова о тайнах человеческой памятифото Геннадия Горланова

Геннадий Елизарович вручил на днях один экземпляр помощнику настоятеля ахунского храма по социальной работе Марии Лебедевой.

Недавно вышло в свет новое издание профессора кафедры «Литература и методика преподавания литературы»  историко-филологического факультета Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета Геннадия Елизаровича Горланова «Диалоги с памятью: лирический герой поэзии в социокультурном пространстве». Экземпляр книги Геннадий Елизарович передал в библиотеку при храме Николая Чудотворца в Ахунах.

Книгу автор написал к 85‐летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета, которое отмечалось в конце октября. 

По словам Горланова, содержание книги связано с конкретными реальными событиями, оформленными научными и художественными обобщениями. Автор пытается понять настоящее через осмысление прошлого. Аргументированность воспоминаемых событий создана благодаря многолетнему участию исследователя в культуротворческой и культурологической деятельности. 

В книгу включены очерки, посвящённые не только широко известным в истории Пензенского края деятелям, но и представителям из народных масс, без которых исторический процесс был бы неполным. Разнообразный фактологический материал, персонифицированный в образе рассказчика – лирического героя, позволяет читателю увидеть Пензенский край середины XX – начала XXI века как историческое социокультурное пространство. Издание рассчитано на преподавателей, студентов гуманитарных отделений и всех тех, кто интересуется культурой Пензенского края.

«На перекрёстках мнений мои суждения кому-то могут показаться заземлёнными, возможно, старомодными. Ничего страшного, каждый на этот счёт может и должен иметь свою точку зрения. Если вы даже не согласитесь с какими-либо оценками, для вас уже будет маленький плюс – полезная информация ещё никого не обедняла. Поймите меня правильно, не в моём это характере менять свои убеждения, принимайте меня таким, какой есть. Настоящее не может быть понято без осмысления прошлого», - отмечает Геннадий Горланов. 

В своей книге он объясняет, что память – это способность человека сохранять и воспроизводить в своём сознании пережитые эпизоды жизни, запоминающиеся впечатления, которые остались на всю жизнь в особых клеточках мозга. Другими словами – это способность мозга, позволяющая удерживать события прошлого. 

Как показывает жизненная практика, человек не может одинаково запечатлеть все пережитые события. Интуитивно он оставляет самые, на его взгляд, существенные факты.

Учёные выделяют четыре основных вида памяти: на генетическом уровне: эмоциональный, двигательный, образный и словесно-логический. Психологи в свою очередь, исследуя виды памяти, называют ещё долговременную, кратковременную, оперативную, двигательную память. В мою задачу не входит научная аргументированность разных видов памяти. Слово «память» вне контекста имеет только одно, присущее ему понятие, а в контексте оно может обрастать разными смысловыми оттенками. 

Так, например, Егор Исаев в поэме «Суд памяти» проблемно ставит вопрос перед живущими поколениями, перед судом памяти, а такой суд ничего не может забыть. И вот уже рождённая память становится действующим лицом или лирическим героем…

«Босая Память – маленькая женщина» ходит по земле и, «переступая рвы», карает словесной мощью фашистов за их преступления.

«Мною «память» как образ используется в чисто житейской интерпретации, возникающей обычным путём воспоминаний прошедших дней и годов, оставивших в сознании свои незабытые впечатления. Чаще разговор в книге ведётся на эмоционально-образном уровне, по типу «босой памяти» Егора Исаева, именно в таком ключе ко мне чаще приходит на ум память, позволяя использовать стихотворные тексты. Поэзия помогает Памяти в оформлении речи, а там, где стихи, появляется термин «лирический герой», действующий в социокультурном пространстве. В результате чего у нас происходит некий диалог с памятью, наглядно выраженный в общем эпиграфе. С памятью мы, автор и его лирический герой, работаем доверительно расковано. Она повседневная труженица и к тому же очень отзывчивая на совместную работу. Ласково её называю Памятушка с ударением на первом слоге. Ей такое обращение нравится. Мне кажется, меня она тоже уважает», - поясняет автор книги.

Особое внимание в книге уделено событиям  Великой Отечественной войны. Да и это не случайно, ведь Геннадий Горланов один из тех, кого можно назвать «ребенком войны».

Пензенский поэт родился в семье простых тружеников, всего за три месяца до начала Великой Отечественной войны, единственный из пятерых братьев смог выжить. Остальные дети умерли еще в младенчестве. 

«Помню счастливые взгляды бывших фронтовиков и растерянные лица пленных немцев, строивших в Ахунах кирпичную баню и достраивавших изнутри корпус лесного техникума. Отец мой, уже привыкший к мирной тишине, нарезал ломтики из ржаного хлебушка, а сверху положил на них полоски из сала и послал меня передать немцам гостинцы. Они вначале не хотели брать, а потом, после лепетания между собой, взяли из моих двух рук бутерброды, при этом каждый по-русски с ударением на последнем слоге говорили «спаси-бо», - говорит Геннадий Елизарович.

Горланов признался, что не помнит, когда начал создавать литературные произведения, он не пишет их, а «ласкает, как мать ребенка».  

Литературный талант передался ему от матери Матрены Яковлевны, которая хоть и не стала великой поэтессой, но была изумительной рассказчицей.

Дальнейшая биография литературоведа отражена в его произведениях.

Геннадий Елизарович учился в 19-й школе, что в Ахунах, служил в строительных войсках (Стройбат) на Урале. Литературовед уверен, что большое влияние на его творчество оказала работа в родном вузе. В Пензенском государственном педагогическом институте им. В. Г. Белинского (ныне — ПГУ) Геннадий Елизарович прошел путь от ассистента до декана факультета русского языка и литературы, заведующего кафедрой литературы, доктора филологических наук  и профессора ПГУ.

В общей сложности Геннадий Горланов написал  более 500 научных трудов и научно-популярных работ —  8 монографий, 11 статей в журналах, 27 литературоведческих  книг, 17 поэтических сборников и 2 повести.

В его произведениях есть и философские размышления, и высказывания гражданского характера, отражено и литературное краеведение, и вопросы интерпретации художественного слова. Присутствует  и лирика, представленная произведениями о вечных ценностях и произведениями историко-социологического характера.  

С особым пристрастием Геннадий Елизаровичвсегда писал о Пензе и малой родине — Ахунах. Вот уже почти 20 лет он ежегодно в марте и мае посещает этот микрорайон и выступает перед своими поклонниками с поэтической программой.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости