Касается всех, кто за рулем: новые штрафы ждут водителей с 1 сентября
- 29 августа 08:00
- 6+
- Анна Сыроежкина
Обдерут как липку
В условиях постоянного роста автомобилизации и развития системы общественного транспорта в России вопрос обеспечения безопасности и качества пассажирских перевозок становится все более актуальным. Государство ужесточает требования к организации этой отрасли, ужесточая санкции за нарушения и одновременно предлагая ряд послаблений для законопослушных перевозчиков. Эти изменения в законодательстве вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
Ключевые изменения коснулись сразу нескольких аспектов пассажирских перевозок, затрагивая как общественный транспорт, так и легковые такси.
Прозрачность рынка и ответственность перевозчиков
В первую очередь были значительно увеличены штрафы за незаконные перевозки пассажиров автобусами и городским наземным электрическим транспортом. Как пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, цель данных изменений - сделать рынок пассажирских перевозок более прозрачным и исключить деятельность нелегальных перевозчиков.
Так, максимальный штраф за работу без лицензии и разрешения теперь составляет 400 тысяч рублей. За осуществление таких перевозок с грубыми нарушениями условий лицензии предусмотрен штраф до 200 тысяч рублей. При этом для нарушителей может быть введен запрет на перевозки сроком до 3 месяцев.
Отдельно регламентирована ответственность за групповую перевозку пассажиров по заказу, когда право на проезд за плату предоставляется неопределенному кругу лиц. В этом случае водителя оштрафуют на 5 тысяч рублей, должностное лицо - на 30 тысяч, а компанию - на 300 тысяч рублей.
Вместе с тем, законодатели решили смягчить ответственность перевозчиков за некоторые технические нарушения. Так, размер штрафа за отсутствие карты маршрута при регулярных автобусных, трамвайных и троллейбусных перевозках снижен с 300 тысяч до 50 тысяч рублей. А штрафы за стоянку общественного транспорта вне установленных мест в ночное время вовсе отменены, сообщает pnp.
Защита прав пассажиров
Существенные изменения затронули и права пассажиров общественного транспорта. Расширен перечень категорий, которых ни при каких обстоятельствах нельзя высаживать из салона. Под особую защиту попали дети и люди с ограниченными возможностями, для которых принудительная высадка может создать угрозу жизни и здоровью.
Штрафы за подобные нарушения весьма внушительны: для водителя - 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 20 до 30 тысяч рублей. Данные меры направлены на создание более комфортных и уважительных условий для всех пассажиров, вне зависимости от их возраста, состояния здоровья и иных особенностей.
Закон также уточняет порядок высадки пассажиров, отказавшихся оплатить проезд. Это требование не распространяется на несовершеннолетних, следующих без сопровождения взрослых. Таким образом, государство стремится защитить детей от возможных негативных последствий принудительной высадки.
Обязательное страхование в такси
Еще одно важное нововведение касается сферы легковых таксомоторных перевозок. С 1 сентября 2024 года вводится обязательное страхование гражданской ответственности (ОСГОП) для всех официально зарегистрированных такси.
Цель этой меры - обеспечить реальное возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в случае дорожно-транспортных происшествий с участием такси. Если ранее максимальная выплата по ОСАГО в случае гибели человека составляла 500 тысяч рублей, то теперь она увеличена до 2 миллионов рублей.
Оформление ОСГОП будет обязательным условием для включения автомобиля в региональный реестр легковых такси. Таксистам дан двухмесячный переходный период для оформления полисов - до 31 октября 2024 года. Отсутствие страховки грозит серьезными штрафами: до 50 тысяч рублей для ИП и сотрудников таксопарков, до 1 миллиона для юридических лиц.
Кроме того, в салоне каждого такси должна быть размещена информация о страховщике, за ее отсутствие также предусмотрены штрафы - до 3 тысяч рублей для должностных лиц и до 30 тысяч для организаций.
Как отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев, данные меры призваны сделать поездки на такси более доступными и безопасными для пассажиров. Напомним, что годом ранее в России был принят новый закон о такси, наделивший региональные власти полномочиями по созданию реестров автомобилей, перевозчиков и служб заказа. Теперь каждый пассажир может проверить легальность работы конкретного таксиста.
Оплата проезда по платным дорогам
Наконец, изменения затронули и вопросы оплаты проезда по платным автомобильным дорогам. Введена возможность оплатить штраф за неоплаченный проезд со скидкой 50% в течение 20 дней с момента вынесения постановления.
Данная норма распространяется на региональные, межмуниципальные и местные платные дороги, а также частные автодороги. При этом региональные власти получили право устанавливать собственные штрафы за проезд по платным дорогам местного значения.
Для федеральных трасс, таких как М11 "Нева" и М4 "Дон", размер штрафа за неоплату проезда составляет 1,5 тысячи рублей для легковых автомобилей и 5 тысяч для грузовиков и автобусов. Однако в этом случае водителя могут оштрафовать только один раз в сутки, а сам штраф может быть аннулирован, если оплата будет произведена в течение 20 дней.