Оружие победы: транспортный самолет Ли-2

Продолжение обзора военной техники СССР

От автора


Я довольно долго думал о теме нового обзора, пока не наткнулся на фотографии «грузовика» ИЛ-76. И сразу же вспомнил о замечательном транспортнике Ли-2. Тем более, что мой отец, во время своей службы в Чехословакии в 80-х годах искал обломки разбившегося вблизи села Слиач советского Ли-2. Но об этом чуть позже.



 

История создания

В 1930-х годах в СССР транспортной авиации, а уж тем более пассажирской, практически не существовало. Грузы перевозились неудобными ТБ-3 с неубирающимися шасси, пассажиры - на ПС-9. ТБ-3 расшифровывается как «тяжелый бомбордировщик». По этой аббревиатуре легко можно сделать вывод о том, насколько эти самолеты были рассчитаны на перевозку грузов.

К тому же первые десантники прыгали именно с них, и это доставляло множество неудобств. Для прыжка парашютисты сначала должны были выйти на крыло и только после этого прыгать.

С самолетами ПС-9 дела обстояли не лучше. Маленький, тихоходный, с неубирающимся шасси, ПС-9 не мог стать фронтовым транспортником. Он даже требованиям гражданской авиации не отвечал.

Тогда партия обратила внимание за пределы страны. Начались переговоры с фирмой Douglas по поводу самалета Douglas DC-3 и лицензии на его сборку. Трудностей было много - нужно было перевести все кошмарные американские дюймы в родные, принятые по всему миру миллиметры.




Самолет назвали ПС-84, по номеру завода, где он производился. А буквы ПС расшифровываются как «пассажирский». Была разработана и военно-транспортная модификация, но у завода не хватало мощностей для производства обоих вариантов.

Поэтому было принято решение производить самолет в гражданской модификации, но с возможностью при минимальной доработке напильником сделать его военным.


Уже во время войны, когда завод перевели в Ташкент, а самолет переименовали в Ли-2, сверху на самолет установили круглую башенку с тяжелым пулеметом для обороны верхней полусферы.

В лючке в корме грузовой кабины устанавливали пулемет. Иногда стрелковые точки монтировали в задних окнах грузовой кабины.

Также в полу прорезали люк, монтировали самодельные створки, а в грузовом отсеке сооружали конструкцию, на которую устанавливали кассетные бомбодержатели. Но основной функцией самолета оставалась доставка грузов, эвакуация раненых и десантирование бойцов.
 

Аэродром «Три дуба»


Эту историю мне рассказал отец около 10 лет назад. Позже я нашел все собранные им документы и понял, насколько большая работа была проведена. Но сейчас не об этом, а о событиях Чехословацкого Сопротивления 1939-1945 годов.




В марте 1939 года Чехословакия была захвачена войсками Третьего рейха. Сначала разрозненные группы, а потом, к 1942 году, уже более централизованно начали появляться партизанские группы.

В июле 1943 года из Москвы туда была направлена группа из 11 человек с целью организовать грамотное сопротивление и максимально осложнить жизнь немцам.

Для обмена грузами, пополнения и отправки раненых этот созданный в 30-х годах военный аэродром подходил практически идеально. Он находился между городами Зволен и Банска-Бистрица. Там, в 1944 году, уводя преследовавших его «мессеров», и погиб Ли-2, обломки которого искал мой отец. Как рассказывали старожилы, это был не единственный транспорт, разбившийся в окрестностях аэродрома - их там сбивали десятками. Самолеты везли оружие, теплую одежду и некоторые другие грузы для партизан. На них отправляли на «Большую Землю» тяжело раненых людей.




Другой заметной страницей в истории этого аэродрома стала эвакуация бойцов, ценных грузов и секретной документации и оборудования после подавления сопротивления в октябре 1944 года. Тогда Ли-2 вылетали с аэродрома каждую ночь, загружаемые по принципу «пихай, сколько влезет», чего делать нельзя было категорически - перегруженный самолет в полете непредсказуем, имеет меньшую скорость и, соответственно, больший пробег при взлете.




Однако, свойство Ли-2 становиться, при необходимости, резиновым помогло и в этот раз. Последний самолет взлетел перед самым рассветом и благополучно пересек линию фронта. Если бы не эти машины, партизанское движение в Словакии было бы не возможным.

А тогда они помогли снабдить партизан всем необходимым для поднятия восстания и отвлечения больших сил Вермахта на себя. Это сильно помогло советским войскам быстрее продвинуться на запад.

«После войны словаки захотели собрать все данные о всех самолетах и экипажах, летавших на «Три дуба», - рассказал мне отец. - Американцы туда направили все: личные дела пилотов, чертежи самолетов, чуть ли не тех. процесс изготовление болтов и клепок.

В общем, все выдали разом, хотя летал туда всего один DC-47, военная модификация DC-3, которую нам поставляли по ленд-лизу. А советская армия довольно долго отвечала на запрос, в итоге вообще почти ничего не прислали».

И действительно, американцы не любили летать за линию фронта. Секрет прост - DC-3, как и DC-47 не были снабжены оборонительным вооружением. На наших авиабазах башенку на крышу ставили и пулеметы в носу и по бортам навешивали. Но сложилось так, что американские самолеты за линию фронта летали редко.
 

Послевоенная история


 

Самолеты Ли-2, Dougles DC-3 и их модификации до сих пор летают. В Америке - на местных авиалиниях и авиашоу. В России - в основном только на авиашоу. Остальные сохранившиеся машины установлены в качестве памятников. Все дожившие до наших дней образцы показали завидную выносливость, вместимость и послушность в управлении.

...

  • 0

Популярное

Последние новости