"Когда заходишь к пожилым, а там тишина - холодеет в сердце": соцработник из Пензы о рабочих буднях

"Когда заходишь к пожилым, а там тишина - холодеет в сердце": соцработник из Пензы о рабочих буднях Денис Едунов

Восьмое июня уже более двадцати лет является днём, когда мы чествуем и поздравляем работников социальной сферы. О трудностях, эмоциональном выгорании и особенностях профессии рассказывает социальный работник с четырёхлетним стажем Елена Зубкова.

Как вы пришли в профессию?
«Так встали звёзды (смеётся). Мне 52 года из которых социальной деятельностью занимаюсь уже четыре. По образованию я экономист. До этого много лет работала бухгалтером и финансистом, но в какой-то момент поняла, что мне нужно сменить сферу деятельности. Можно сказать, произошло профессиональное выгорание.


Я просто поняла, что больше не могу оставаться на прошлом месте работы и решила кардинально изменить свою жизнь. Выбрала профессию социального работника, так-как хотелось помогать людям и особенно самой незащищённой части общества – пенсионерам. К тому же пенсионеры чаще всего интересные люди, которые прожили долгую и сложную жизнь. Я сейчас чувствую себя на своём месте и очень счастлива».

Есть ли у вас специальное образование и нужно ли оно в этой сфере?


«Да, я проходила обучение в специальном центре и освоила множество курсов. На них нам рассказывали про основные аспекты работы: оказание первой помощи, необходимые психологические и юридические знания и навыки. Например, мы изучали порядок оформления договора с клиентами и составление индивидуальной программы для них».

 

Для меня все они «мои бабушки и дедушки»


«Ежемесячно я ухаживаю за 18 людьми: к кому-то необходимо приходить ежедневно, а кого-то достаточно посетить раз в неделю.
Среди моих подопечных в основном люди военного времени. Есть одна бабушка, которая в пятилетнем возрасте пережила Коллективизацию в СССР. Все они одинокие пенсионеры или те пожилые люди, родственники которых не проживают в городе и не могут обеспечить им уход.


Я всегда нахожусь на связи с теми, с кем работаю. Они могут мне позвонить в любое время суток, если в этом есть необходимость. У меня бывали случаи, когда приходилось ехать к ним ночью, чтобы оказать нужную помощь».

 

Как проходит ваш рабочий день?


«Всё зависит от тех услуг, которые необходимы клиенту. Всё это заранее прописывается в договоре. Это может быть уборка квартиры, помощь в купании, готовка еды, глажка белья или покупка лекарств. Также ежедневно я разношу продукты по разным адресам.
На работу мы выходим ежедневно, не смотря на погодные условия. В мои обязанности входит уход за подопечными, живущими в одном микрорайоне.
Иногда приходится брать на себя обязанности и по организации похорон. Такое бывает, если у старого человека не осталось родственников или они в другой стране».

 

Самый главный страх


«Многие из моих подопечных не могут самостоятельно выходить из квартиры и поэтому доверяют ключи от неё мне. Самое страшное зайти в один из дней к ним и в ответ на приветствие услышать тишину. Понятно, что они пожилые люди и реагируют на слова не сразу, но от паузы между моей фразой и их ответом внутри всё холодеет каждый раз.
За время работы они становятся для меня родными людьми и их смерть – это тяжёлый удар. За последние четыре года я потеряла шесть человек. Я очень болезненно переживаю это».
 

 

Тяжела ли эта работа с моральной точки зрения?


«Люди, с которыми мы работаем, имеют разные судьбы, характеры и заболевания. Им тяжело смириться с тем, что с каждым днём они становятся всё более ограниченными и им приходится на кого-то полагаться. Многие не умеют просить о помощи и принимать её. Это выливается в негатив по отношению к нам. Поэтому иногда бывает очень тяжело».


Принимать людей такими, какие они есть


«Да, попадаются сложные клиенты, после общения с которыми начинаешь задумываться, а стоит ли оно того. Но главное помнить, что это профессия для терпеливых людей. Мой девиз - принимать всех такими, какие они есть. Но иногда всё же бывают мысли о том, чтобы бросить всё».

Хорошо ли оплачивается труд социальных работников?


«Это не высокооплачиваемая профессия. Зарплата среднестатистическая для нашей области. В среднем я получаю 25-27 тысяч рублей в месяц. Очень редко – 30.
Но главное, что работа приносит удовлетворение. Если это не так, то это моральное насилие над собой. Не знаю, как дальше сложится судьба, но сейчас я чувствую себя на своём месте».


Чем занимаетесь помимо работы?


«Я очень люблю рисовать и вязать. Обожаю гулять и отдыхать на природе».

Есть ли творческие люди среди ваших подопечных?


«Я ухаживаю за 96-летней бабушкой, которая является инвалидом по зрению. Всю свою жизнь она занималась вышиванием и сейчас её квартира буквально полнится изделиями. Её работы в своё время присутствовали на многих пензенских выставках, в том числе и в нашем краеведческом музее. Это очень талантливый человек, которым я восхищаюсь».


Поменялось ли отношение к пожилым людям после начала работы с ними?


«Нет, я всегда очень любила детей. Скорее я увидела неприглядную сторону их жизни: боли, ограничения, невозможность самостоятельно существовать. Это то, что мы чаще всего не замечаем».
 

«Можешь помочь - помоги»


««Можешь помочь – помоги» - ещё один мой девиз. Я всегда делаю всё возможное для помощи своим подопечным, но бывают моменты, когда от тебя уже ничего не зависит».

Общаетесь с коллегами по ремеслу?


«Всех из них я не знаю, но с некоторыми поддерживаю связь. Мы находимся на одной волне и понимаем друг друга. Часто приходится заменять тех, кто берёт отпуск или больничный. Иногда необходимо просто выговориться и поделиться с кем-то всем, что накопилось. А кто поймёт тебя лучше, чем человек, работающий в этой сфере?»

 

Каким навыками должен обладать социальный работник?


«Я думаю, что представителям нашей профессии необходимо обладать терпеливостью, желанием помочь и «душевными резервами», потому что часто бывает морально очень тяжело».
 

 

Что вы можете посоветовать тем, кто ухаживает за пожилыми родителями?


«Я считаю, что если уход за ними для вас морально и финансово тяжел, то стоит обратиться к специалисту, который этим займётся. Это будет гуманнее и проще для всех».


Что наиболее важно для ваших подопечных?


«Им больше всего хочется, чтобы их выслушали, поговорили с ними. Умение слушать – одно из важнейших качеств работника социальной сферы.

Самое приятное в работе


«Самое лучшее – благодарность и хорошие взаимоотношения с подопечными».

...

  • 0

Популярное

Последние новости