ТОП–пять святых источников Пензы

Выясняем, где верующие могут набрать святой воды

Наступила вторая неделя Великого поста. Мы решили узнать, где в нашей области располагаются источники со святой водой

 

Живоносный источник, г. Пенза

Самый значимый городской родник – без сомнения, Живоносный источник около Преображенской церкви. Его история начинается еще в 1764 году, когда над родником близ Спасо-Преображенского монастыря была построена деревянная Преображенская часовня. В 1804-м вместо нее была сооружена новая – также деревянная, а в 1850 году купец А. Н. Часовников возвел здесь каменную церковь Божией Матери Живоносного Источника с часовней в нижнем этаже.

 

В часовне находилась чудотворная икона Божией Матери Живоносного Источника. В 1831 году, во время эпидемии холеры, пензенской дворянке Мазыриной во сне было повелено отслужить молебен перед этой иконой, что она и исполнила, после чего все ее больные домочадцы выздоровели. Сохранились еще два свидетельства об исцелении посредством воды из источника.

 

 

Источник существует до сих пор, он находится во дворе частного двухэтажного дома на ул. Салтыкова-Щедрина, 11, и вытекает по трубе ниже самой улицы к Суре, где к нему сделаны ступеньки. Но перед этим поток уже шел между частными огородами и туалетами, да и к трубе стекает грязь с дороги и сбрасываются помои. В целом состояние источника, чтимого некогда всем городом, весьма удручающее…

 

СЕМИКЛЮЧЬЕ Шемышейского р-на

 

Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте. Оно расположено в нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу Узы. По преданию, на рубеже XVII-XVIII веков здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключье стало свято. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII века) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседней Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню, а на девятую пятницу от Пасхи ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.

 

С 2000 г. Семиключье снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная купальня.

 

Животворный родник, БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского района.

По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню (она впервые фиксируется в 1704 или 1705 года), а затем и переселились сюда. Некий помещик Савичев построил здесь и церковь, а само село первоначально назвал Богородским.

 

Как бы то ни было, но много раз от иконы происходили исцеления, документально подтвержденные. Так, одна больная женщина, уже собравшись в Валяевку, почувствовала себя лучше, а когда отслужили молебен – совсем выздоровела; другая крестьянка, не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже добралась домой на костылях, и вскоре совершенно поправилась. В 1828 году одна крестьянка из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. В 1831 и 1845 гг., во время эпидемий холеры, икона Живоносного Источника переносилась в Пензу, и болезнь отступала.

 

Первая каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 году В 1871-м на ее месте воздвигли величественный пятиглавый собор.

Решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на его жизнь прекратились.

В 1996 году в Валяевке был открыт молитвенный дом и с 1999-го начата реставрация часовни (завершена в 2000).

Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х годов пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 году его перенесли в Валяевку

 

Пятницкий источник, СОЛОВЦОВКА Пензенского р-на.

 

В лесу к югу от села расположен источник св. вмц. Параскевы Пятницы, или просто Святой родник (иногда называемый Большим). По первому преданию, когда-то здесь явилась сама Параскева, ударила в землю посохом, и из-под земли забил родник.

 

По другой версии, в годы барина Александра Соловцова (отца построившего в 1896 г. церковь) на 10-ю пятницу от Пасхи икону Параскевы Пятницы нашли на опушке девушки, и когда они ее подняли, из-под земли забил источник. Девушки испугались, оставили икону и рассказали обо всем барыне. Образ продали в Пановский монастырь под Колышлеем (взорван в 30-х), но вскоре он снова явился – уже на другом, Малом, роднике.

 

По третьему преданию, в сельском храме издавна хранилась чтимая икона Параскевы Пятницы, но потом барин отдал ее в Пановку. Соловцовцы погоревали, а спустя какое-то время икону нашли на источнике.

 

Согласно четвертой легенде, источник был облагорожен помещиком Александром Соловцовым в царствование Александра III после того, как его жена привезла ему в подарок из Пановского монастыря икону. С тех пор здесь стояли деревянный шалаш и маленькая купальня.

 

Так или иначе, но в 1896 г. уже отмечалось, что в Соловцовке «имеется каменная часовня».

 

А когда в 30-х (по-другому, в начале 70-х) шла повсеместная борьба с религией, часовню решено было снести и источник засыпать. Но никто из сельчан не решался это совершить, опасаясь Божией кары. Один молодой тракторист взялся уничтожить родник. Он завалил его землей, а через некоторое время тяжело заболел и ослеп. Тогда во сне ему явилась суровая, величественная женщина в белом – Параскева Пятница, и сказала, что болеть он будет до тех пор, пока не раскопает ее источник. Но больной не поверил сну. Его дед, желая помочь внуку, сам откопал родник. Но это не помогло. Вскоре тракторист умер в мучениях, а источник так и остался на своем месте.

 

Матвеевский источник, МАТВЕЕВКА Пензенского р-на.

 

Нежилое ныне село Матвеевка, от которого остался ныне только храм (действующий), расположено на берегу р. Пензы, между Ермоловкой и Черенцовкой, в 3.5 км к западу от первой. Севернее церкви, на спуске к реке, здесь был святой родник Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, эта икона когда-то явилась на источнике, и в честь этого события и была построена в Матвеевке Тихвинская церковь. Нынешнее ее здание относится к 1805 г., следовательно, источник почитается уже более двух столетий.

 

В советское время, когда Матвеевка перестала существовать (формально только с 1990-х), на лугу рядом с церковью постоянно пасли скот. Источник был заключен только в низенький сруб, и в него как-то свалилась корова. Дабы предотвратить повторение такого случая, директор совхоза велел засыпать родник. Один пастух засыпал его, но не прошло и года, как он умер – утонул.

 

К западу от церкви находится сад, а за ним, на склоне, под ветлой, – другой святой родник, который цел и доныне. По приделу церкви он может называться Никольским. Не так давно источник был заключен в маленький, полуметровый сруб, на дереве над ним укреплен навес под иконку.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости