История одного автомобиля: ВАЗ-2108

История одного автомобиля: ВАЗ-2108

Первый тольяттинский переднеприводный автомобиль

Вазовские конструкторы начали разработку переднеприводной модели еще в 1971 году, вскоре после постановки на конвейер ВАЗ-2101.




Первым прототипом стал автомобиль с индексом 1Э-1101. Он имел поперечное расположение двигателя с последовательной схемой. То есть двигатель располагался поперек движения автомобиля, а первичный вал коробки передач расположен на одной оси с коленчатым валом.

Машина оснащалась двигателем объемом один литр мощностью 45 лошадиных сил и имела весьма прогрессивную конструкцию. В частности, на ней стояла подвеска типа «Мак-Ферсон», полуоси с шарнирами Гука и множество других новшеств.




Второй прототип носил название 2Э-1101 и был изготовлен в 1973 году. Его узлы и агрегаты обкатывались на «автороллерах», то есть, обычных агрегатоносителях.

Важным шагом на пути к запуску собственной переднеприводной машины стало заключение лицензионного соглашения с английской фирмой «Харди-Спайсер».

Благодаря ему ВАЗ приступил к производству шарниров типа «Рцеппа-Бирфильд» для ВАЗ-2121. Позже лицензия распространилась и на ВАЗ-2108.




Проанализировав переднеприводные иномарки тех лет, вазовцы обнаружили их наиболее слабое место в наших условиях – ходовую часть. Доводкой подвесок, рулевого управления и тормозов занимались на ВАЗ-1110. Эти машины были обычными «копейками» с силовым агрегатом FIAT-128.

Последний из прототипов, более-менее напоминающий серийную «восьмерку», назывался ВАЗ 4Э-1101 и был разработан в 1977 году.

 

Доводка автомобиля


В мае 1977 года на основе накопленного опыта началось создание собственно ВАЗ-2108. Первый прототип машины был готов год спустя. На фото - пластилиновый макет автомобиля в полный размер.




Для окончательной доводки двигателя и ходовой части были изготовлены партии носителей типов «Ш» и «Д». Первые были кузовами автомобилей ВАЗ-21011 с подвесками и силовым агрегатом ВАЗ-2108.

А вторые отличались от обычных «копеек» только двигателем 2108. Позже появилась опытная модификация 21068, состоявшая из «шестого» кузова и «восьмого» мотора.

17 февраля 1978 года Министерством автомобильной промышленности СССР было утверждено техническое задание на семейство переднеприводных автомобилей первой группы малого класса. На ВАЗе по этой документации планировалось выпускать автомобиль длиной около четырех метров с поперечным расположением силового агрегата. Базовой моделью серии стал трехдверный «хэтчбек» с двигателем объемом 1,3 литра.



Новую модель планировали экспортировать не только в социалистические страны, но и в пресыщенную подобными автомобилями капиталистическую Европу, к доводке двигателя и ходовых качеств привлекли иностранных специалистов. В частности, к «восьмерке» приложили руки и инженеры фирмы Porsche.

Именно благодаря им под капотом «восьмерки» появился современный в то время карбюратор «Солекс», а в задней части крыши сделали характерный «горбик», увеличивающий прижимную силу.

Доводкой устойчивости и управляемости занимались они же, что весьма положительно сказалось на динамике и управляемости автомобиля. А вот внешность «восьмерки» является делом рук тольяттинских дизайнеров Пашко и Кряжева, работавшим под руководством Демидовцева.

Благодаря советам иностранных специалистов первые «восьмерки» были укомплектованы значительным количеством деталей западного производства: шведскими стеклами и ремнями безопасности, французскими шинами, венгерскими «трамблерами» и чешскими фарами.

Кроме того, был сделан дополнительный акцент на безопасности, долговечности и эргономике, благодаря чему будущий автомобиль получался весьма конкурентоспособным даже на рынке Западной Европы. На фото - обдувка масштабного макета в аэродинамической трубе. Белые полоски указывают направление воздушного потока.




Образцы этой серии проходили интенсивные ресурсные испытания в НАМИ. За короткое время машины проезжали до 80 000 километров в весьма жестких условиях. Это позволяло выявить слабые места новой модели.

В конце 1981 года появилась двухсотая серия, представители которой проходили испытания в самых разных природно-климатических зонах СССР: в Магаданской области, на Кавказе и в Туркмении. Такой подход позволил испытать все узлы и системы как в северных, так и в самых южных регионах страны.

Последняя серия прототипов была изготовлена в конце 1982  – начале 1983 года. Это были уже практически предсерийные автомобили, изготовленные по обходной технологии.

 

Серийный выпуск


Первая серийная «восьмерка» сошла с конвейера 19 декабря 1984 года, а уже с 1985-го первые партии товарных автомобилей попали в автомагазины.




Дебют получился не очень удачным. Автомобили первых выпусков страдали, как это принято во всем мире, «детскими болезнями». Завод изживал их прямо по ходу производства, на потребителях. Помимо коммутаторов, сильно досаждали карбюраторы типа «Солекс».

Умение правильно их настроить ценилось на вес золота. Не будем уже говорить о вечно текущих стойках, износе чехлов и самих ШРУСов, гремящих передней панели и обивке салона и ненадежной конструкции замков дверей.

Частично с некоторыми неисправностями на более поздних выпусках смогли справиться, например, с самоотворачиванием гаек передних ступиц и обрывом троса сцепления, но большинство проблем благополучно продолжают отравлять жизнь владельцам всего модельного ряда.

Стоит заметить, что скрипы и треск, которые издают обивка и панели, могут говорить не только о закодском дефекте, но и о неправильной эксплуатации или о неплотном прилегании панелей обивки к правленому после аварии кузову.

Несмотря на широкие двери, выход и вход на заднее трехместное сиденье затруднены. Это обстоятельство, как правило, толкуется в пользу имиджа молодежной спортивности. С другой стороны, во всем мире это, скорее, признак «автомобиля для домохозяек»: дешевле и безопаснее при перевозке маленьких детей - не вывалятся.




Салон автомобиля комплектовался анатомическими сиденьями с достаточным запасом по регулировкам в трех направлениях. Среди досадных мелочей встречаются такие, как отсутствие подголовников для задних сидений и пепельницы, неудобство доступа к ремням безопасности передних сидений, высокое расположение кромки багажника.

Первоначально автомобиль выпускался с так называемым коротким передним крылом, но это оказалось непрактично. Пластмассовая накладка на передок быстро портилась от воздействия солнца и начала отходить от кромки крыла.

Начиная с 1991-го года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины. Кроме того, изменилась фальшрадиаторная решетка, что придало автомобилю более современный облик.

В последствии «восьмое» семейство обзавелось гаммой двигателей от 1,1 до 1,5 литра, появились два новых кузова. Кроме того, за годы выпуска «восьмерки» было создано множество модификаций – с правым рулем, с микропроцессорной системой зажигания, так называемая «кубковая восьмерка» 21083-37 с 16-клапанным двигателем 2112, рамный автомобиль 210834 «Тарзан» и даже кабриолеты.
 

Русский «Тарзан»


В 1997 году предприятие «Лада-Консул» совместно с дизайнерской организацией DECON и НТЦ ОПП АВТОВАЗа создали внедорожник под названием «Тарзан».

Эта машина состояла из кузова переднеприводных ВАЗов, установленных на раму. Основные агрегаты стояли от «Нивы». Остальное, кроме карданных валов, пружин, амортизаторов и рамы, были использованы от серийно выпускаемых автомобилей ВАЗ.




Кузов крепился к раме через резиновые подушки. Задняя подвеска была позаимствована у «Нивы», что повлекло перенос редуктора и приводных валов, а также изменение длины карданов. Задние тормоза, как и передние, дисковые.

В дизайне также произошли изменения: сочленения рамы и кузова были закрыты пластиковыми накладками в виде порогов, появились накладки на арки колес, задавшие новую форму крыльям и размерам арки, разработаны новые бамперы.



В салоне изменилась облицовка центрального тоннеля: использовалась обшивка от «Нивы», и на ней находилось три рычага – КПП и еще два - управление раздаточной коробкой.

Автомобили изготавливали на заказ, а общее число выпущенных «Тарзанов» не превысило нескольких сотен. Позже эти автомобили начали собирать на базе семейства ВАЗ-2110.
 

Окончание производства


Автомобиль, при всех своих минусах, вышел очень удачным. За его широту водители были готовы простить ему многие недостатки. Эти машины и сейчас постоянно попадаются на дороге.

Они экономичны, комфортны, предельно просты в ремонте - чем не оптимальная машины для новичка? Но дизайн и оборудование автомобиля к началу нового тысячелетия уже успело морально устареть.

Производство ВАЗ-2108 было прекращено 1 октября 2003 года. Однако такая удачная модель не могла иссчезнуть бесследно.

Через несколько лет в серию запустили рестайлинговую версию «восьмерки» — ВАЗ-2113, отличавшуюся от исходного автомобиля только передними крыльями, бампером и фарами.

...

  • 0

Популярное

Последние новости