История одного автомобиля: «Нива»

Обзор изменений и модификаций автомобиля ВАЗ-2121

Первое поколение или становление модели

Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. Для этого были созданы прототипы АЗЛК-415 и 416 и Иж-14, но эти автомобили были не готовы к серийному производству.

А ВАЗовцы еще на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты полностью освоенных предприятием «жигулей». Еще одной особенностью стал полностью легковой дизайн автомобиля — в машине не было ничего специфически «внедорожного», «Нива» выглядела, как обычная легковая машина.

В конструкции широко применялись элементы дизайна и детали ВАЗ-2106, а салон и вовсе перекочевал с нее. В итоге получилось, как писал один западный автомобильный журнал, «Как будто «Рено-5» поставили на шасси «Лэндровера».

В 1972 году были созданы первые ходовые прототипы Э-2121, красиво обозванные «носители агрегатов». Мы о них уже писали в одном из наших обзоров. В 1973 году было объявлено о подготовке к серийному производству, а в 1974 появились предсерийные образцы, названные «Крокодилами». Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе, пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты использовали британские Land Rover и Range Rover и отечественный УАЗ-469.

Для полноценной оценки ходовых качеств «Нивы» были совмещены «легковая» и «внедорожная» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер был подписан 31 июля 1975 года.

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Вскоре после запуска производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000, а далее — до 70 000 единиц. А чуть позже около 80 процентов от выпущенных машин стали отправлять на экспорт. Кстати, «Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии.

 

Конструкция

 

По сути ВАЗ-2121 считается легковым автомобилем повышенной проходимости малого класса с трехдверным кузовом-универсалом. Привод - постоянный полный, коробка передач - четырехступенчатая, раздаточная коробка получилась двухступенчатая. Также «Нива» получила блокировку межосевого дифференциала.

Геометрические параметры проходимости вышли хорошими за счет дорожного просвета в 22 сантиметра, небольших свесов кузова и короткой колесной базы в 2,2 метра. На первую модель «Нивы» устанавливался двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя ВАЗ-2106. Мощность этого мотора составила 75 лошадиных сил. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался форсированный двигатель мощностью 80,8 «лошадей».

Одной из особенностей «Нивы» было использование в конструкции крупносерийных узлов всего модельного ряда завода. Так, от модели «шестерки» использовался 1,6-литровый двигатель, коробка передач и редуктор заднего моста. Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.

 

Признание модели

 

Большинство выпускавшихся в 70-х годах автомобилей типа 4×4 оснащались жестко подключаемым полным приводом. Постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover. Также все внедорожники оснащались рамным шасси, зависимой подвеской, упрощенными кузовами со спартанским интерьером, и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями.

Внедорожник с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских решений вроде независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой ценой вызвал большую сенсацию, и впоследствии, множество подражаний.

В 1978 ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. В 1979 году «Ниве» был присвоен Государственный знак качества СССР. В октябре 1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки.

«Нива» была и остается одним из лидеров экспорта АвтоВАЗа. Две самые первые модификации «Нивы» были экспортными: ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором и ВАЗ-21212 с правым рулем. «Праворукая» версия «Нивы» пользовалась очень хорошим спросом в Великобритании и даже поступала в небольшом количестве в Японию. А в Австрии в 1980-е годы «Нивы» были почти единственными внедорожниками.

С конца 1990-х на экспорт производится малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизельным двигателем «Пежо». Экспортный потенциал бензиновой «Нивы» сохранился в странах дальнего зарубежья по настоящее время. В 2003—2007 годах завод успешно адаптировал LADA 4x4 под нормы Euro 3 и 4. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создавал на базе «Нивы» версии с кузовами кабриолет и пикап, а также спортивно-гоночные и тюнинговые варианты.

За три с лишним десятилетия более, чем в 100 стран мира было отправлено свыше 500 тысяч автомобилей. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортировались в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Восточной и Западной Европы, в том числе в Германию, Францию, Италию, Англию, Испанию, страны Бенилюкса и Грецию. В этих странах, а также в Японии, несмотря на то, что внедорожник больше не поставляется в Страну восходящего солнца, и по сей день существуют клубы любителей «Нивы». Встречаются данные автомобили в Австралии и Канаде.

 

Модификации и автомобили на базе «Нивы»

 

ВАЗ-2131

 

Эта «Нива» выпускается сейчас АвтоВАЗом на базе обычной 2121. От нее эта модификация отличается удлиненным на полметра кузовом и дополнительной парой дверей.

Автомобиль создан по мотивам ВАЗ-2129 «Кедр», который, вообще-то, был носителем агрегатов для ВАЗ-2120 («Надежда»), но звезды, что ли, так встали, что «Надежда» ВАЗа была неудачной, а длиннобазная «Нива» - наоборот.

«Кедр» выпускался мелкими сериями под маркировкой ВАЗ-2129 и 2130. Дверей в салоне было три, а все удлинение пришлось, фактически, на багажник.

 

LADA-Бронто

 


 

Это целая серия внедорожников под странным названием «снегоболотоход». Колеса сверхнизкого давления позволили автомобилю передвигаться даже там, где человек с трудом мог пройти.

Колесные арки были расширены, чтобы уместить колеса-пневматики большого диаметра. Благодаря им автомобиль обладает положительной плавучестью и может преодолевать небольшие водоемы.

Подвеска практически полностью взята у УАЗ-469. Двигатель и коробка передач сняты с ВАЗ-2121. Для длительных поездок предусмотрены два 70-литровых топливных бака, но это дополнительная опция.

Производством снегоболотохода занимается тольяттинское предприятие «Бронто». С 1996 по 2004 годы было выпущено около 350 автомобилей.

 

ВАЗ-2329 «Медведь»

 


 

«Медведя» собрали на базе все той же 2129. Только за задними сидениями салон заканчивается и начинается грузовая платформа. Выпускается ограниченной серией на дочернем предприятии с 1995 года. Первоначально выпускалась также версия ВАЗ-2328 «Волк» с короткой двухместной кабиной, но по причине низкого спроса, она была снята с производства в 1997 году.

 

Второе поколение «Нивы»

 

 

ВАЗ-2123

 

Когда ВАЗовцы поняли, что «Нива» не обновлялась внешне аж с 1977 года (рестайлинг задних фонарей не в счет), инженеры взялись за разработку нового автомобиля.

Разработка началась еще в середине 80-х, но из-за неразберихи в экономике самостоятельно осилить новую модель завод оказался неспособен. Машину все-таки мелкосерийно производили и были даже разработаны несколько модификаций.

 

Niva Chevrolet

 

Она же «Шнива» и «Шива». Этот автомобиль пришел на смену ВАЗ-2123 после того, как права на автомобиль и бренд «Нива» выкупил General Motors. Ничего особого в самой машине так и не изменилось. Разве что на заводе поставили новую решетку радиатора с шильдиком Chevrolet.

А вот в 2006 году с конвейера сошла первая партия автомобилей Chevrolet Niva FAM-1. Автомобиль получил индекс ВАЗ-21236 и выпускался в единственной комплектации GLX. Автомобиль оснащался двигателем Opel Z18XE с мощностью 122 лошадиных силы и пятиступенчатой механической коробкой передач от Suzuki Grand Vitara. Раздаточная коробка была выполнена в едином блоке с коробкой передач. Эта модификация комплектовалась системой АБС фирмы Bosch, для которой пришлось изменить конструкцию заднего моста и ступиц передних колес, вакуумным усилителем тормозов, приводными валами турецкого производства, кондиционером, двумя подушками безопасности, регулируемым по высоте сиденьем водителя, преднатяжителями ремней безопасности.

В конце апреля 2008 года она была снята с производства. За два года было сделано и продано всего около тысячи автомобилей.

Еще существует тюнинговая модификация «Трофи», адаптированная к использованию на бездорожье. В ней есть несколько серьезных, по сравнению с базовыми моделями, изменений. Это механический натяжитель цепи взамен гидравлического, установка шноркеля для избежания гидроудара при прохождении бродов, принудительное отключение вентиляторов охлаждения двигателя, сапуны трансмиссии выведены в подкапотное пространство, в редукторах установлены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения, также установлен механизм для крепления электрической лебедки.

 

Итог

 

АвтоВАЗ в сегодняшней России очень негативно себя зарекомендовал. Однако, о «Ниве» редко когда можно услышать негативный отзыв, а многие проблемы этой машине в неправильной прокладке между рулем и сиденьем.

Первый самостоятельно разработанный серийный автомобиль ВАЗа оказался настолько удачным, что продавался и продается в тех странах, которые мы считаем эталонными в автомобилестроении.

Получается, наш автопром еще может. Надо только надеяться.

...

  • 0

Популярное

Последние новости