Автомобиль на службе: история правительственных машин

Автомобиль на службе: история правительственных машин

На чем в СССР возили чиновников?

Мы продолжаем серию наших обзоров мелкосерийных автомобилей. Сегодня мы рассмотрим не забытые прототипы, а наоборот - самые известные мелкосерийные автомобили.

После революции встал вопрос перевозки первых лиц государства. Возить высокопоставленных чиновников в обычных автомобилях всегда было очень опасно, так как периодически находились желающие подкинуть бомбу или выстрелить из винтовки в важного человека. Так началась история автомобилей, прозванных в народе «членовозами» - за то, что возили эти машины членов ЦК партии.
 

Красный Путиловец Л-1



Этот автомобиль выпускался на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде и был практически полной копией американского Buick 32-40. Некоторые другие источники ссылаются на Buick 32-90, но эти автомобили различаются незначительно, а однозначного мнения на этот счет, равно как и документов, не существует.

Секрет выбора автозавода заключался в том, что в начале 30-х годов с производства был снят трактор Fordson и на заводе освободились производственные мощности.

К сожалению, из заявленной серии 2 000 экземпляров с конвейера сошли только шесть, и те не смогли самостоятельно добраться из Ленинграда в Москву. Заводчане попросту не смогли освоить новейший на то время автомобиль. Проект был свернут.
 

Завод имени Сталина


После оглушительного провала «Советского Бьюика», как называли тогда в печати Л-1, работы по правительственным автомобилям были переданы на ЗиС. Там в 1936 году увидел свет новый советский лимузин.
 

ЗИС-101



Первым советским лимузином принято считать именно его. Московские конструкторы решили не передирать новую машину у американцев, а пойти своим путем. За основу был взят уже готовый Л-1. Из него были без особого сожаления устранены сомнительные в техническом плане системы. Также были выброшены не отличавшиеся надежностью узлы вроде автоматического сцепления.

Раму и ходовую часть, наоборот, усилили, чтобы машина соответствовала отечественным реалиям. Очень тяжело далась инженерам подгонка кузова. Все дело в том, что конструкция кузова была деревянно-металлической. А подобные детали при малейших дефектах подгонки начинают издавать неприятный скрипящий звук. Чтобы избавиться от шума, приходилось вручную подгонять детали каждого кузова друг к другу. К тому же обилие штампованных деталей тоже не способствовало ускорению сборки.

Несмотря на все проблемы со сборкой, автомобиль был освоен, и было выпущено более 8 700 тысяч экземпляров.

В 1937 году был разработан автомобиль ЗИС-102 с кузовом «фаэтон». Также увидели свет два автомобиля ЗИС-101Э «Экстра» — бронированные, с толщиной стекол семь сантиметров; один автомобиль ЗИС-101Л с телефоном. На базе ЗИС-101А был создан спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт.

В 1940 году автомобиль был модернизирован. Ему достался новый двигатель, цельнометаллический кузов и измененная маска радиатора.
 

ЗИС-110



В 1945 году ЗИС-101 и его модификации были сняты с производства, и ему на смену пришел новый ЗИС-110. Машина была разработана на базе американского Packard-180. Здесь инженеры решили угодить Иосифу Сталину, ведь было известно о его давней любви к этой американской марке.

В ЗИС-110, в отличие от предшественников, изначально было заложено бронирование кузова. Это же и стало серьезной проблемой - «паккардовские» двери не были рассчитаны на броню и возникла проблема с гидравлическими стеклоподъемниками - их попросту негде было разместить. Тогда ведущий конструктор проекта решился отойти от указания свыше и взял за основу кузов Buick-Limited-90-L. Это позволило построить роскошный автомобиль без особых проблем с механизмами. К тому же новый кузов был куда современнее «Паккарда».

На приборной панели были установлены спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота, дальнего света, зажигания.

Стрелка спидометра имела трехцветную подсветку, переключающуюся в зависимости от скорости: на скорости до 60 километров в час включалась зеленая подсветка, от 60 до 120 — желтая, свыше 120 — красная. Числа на шкале спидометра не имели последних нулей. Контрольные лампы обозначались не значками, а подписями. К тому же ЗИС-110 серийно оснащался радиоприемником, гидравлическими стеклоподъемниками, проводились опыты по установке кондиционера.

Пассажирское заднее сиденье было очень комфортным благодаря интересной технологии набивки: в чехол очень плотно закачивался насосом гагачий пух.

Окрашивались эти автомобили в черный цвет, фаэтоны ЗИС-110Б — в черный и светло-серый. Единственный темно-зеленый ЗИС-110 в 1949 году был подарен Сталиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I.

В 1956-м, в связи с переименованием завода, модели сменили название на ЗИЛ-110. Всего было выпущено чуть более 2 000 ЗИС-110 и его модификаций. В том числе и гражданских.
 

ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111В



К концу 40-х годов ЗИС-110 морально устарел и перестал соответствовать имиджу СССР как мощной сверхдержавы. Поэтому в 1959 году с конвейера Завода имени Лихачева (бывшего ЗиС) сошел новый правительственный лимузин ЗИЛ-111.

Кузов этого автомобиля стал самостоятельной разработкой заводчан. По сути, - все тот же гибрид ужа и ежа. Почему гибрид? Потому что дизайн был «сборной солянкой» из различных иностранных автомобилей. Потому и выглядел автомобиль безлико. Всего на свет было произведено чуть больше сотни этих машин.

Однако конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских автомобилей среднего-высшего класса середины 50-х годов. Это большие панорамные стекла, рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес и рессорной зависимой задних, V-образный восьмицилиндровый двигатель объемом шесть литров, автоматическую коробку передач с гидротрансформатором, гидроусилитель руля, многоконтурную систему барабанных тормозов с усилителями каскадной схемы, электрический привод стеклоподъемников, и многое другое.



Этот автомобиль неоднократно подвергался модернизации, но действительно интересной в плане дизайна получилась только модель ЗИС-111В. И та была похожа на Cadillac.
 

ЗИЛ-114



А вот разработанный в 1967 году новый лимузин уже был похож на современные отечественные лимузины и имел определенную породу. Дизайнеры полностью отошли от копирования стиля у американцев и выработали свой.

Автомобиль получился ультрасовременный, сверхмощный, сверхкомфортный. Посудите сами: стеклоподъемники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. Машина комплектовалась также кондиционером. Благодаря атермальным стеклам, в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Для удобства входа и выхода рулевое колесо было выполнено откидным. Под капотом был установлен 7-литровый V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 300 «лошадей». Напомним, что на западе в эти годы уже процветал бензиновый кризис, и они попросту не могли позволить себе моторы такого объема.

Кузов автомобиля был тщательно продуман и разбить его вдребезги было очень трудно.

Одной из модификаций ЗИЛ-114 стал ЗИЛ-117. Это всего лишь укороченная версия, выпускавшаяся с 1971 по 1978 годы.
 

ЗИЛ-4104



К середине 1970-х годов дизайн ЗИЛ-114 успел морально устареть. Поэтому дизайнеры и конструкторы принялись за разработку нового автомобиля для первых лиц государства.

По образу зарубежных автомобилей того времени решетку радиатора сделали главным элементом внешнего вида авто. Это добавило машине солидности. Появились хромированные накладки вокруг колесных арок. Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Передний салон отделялся от пассажирского подъемной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъемники, всеволновый радиоприемник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира.

Все стекла — трехслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проемы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения обивались велюром.

Помимо изменений в дизайне был изменен двигатель. Он прибавил в объеме и мощности. Теперь V-образная «восьмерка» при объеме 7,7 литра выдавала 315 «лошадок», что было очень даже солидно.

Всего было выпущего более 200 таких автомобилей и их модификаций. Однако из-за того, что отработавшие свой срок машины уничтожались, до наших дней дожили лишь единицы.
 

Что сейчас?


А сейчас пока наших правителей возят автомобили ЗИЛ-41047, разработанные на базе ЗИЛ-4104. Их сняли с производства в 2002 году и возобновили выпуск в 2010-м. К тому же, президент дал указание разработать новый автомобиль для чиновников.

...

  • 0

Популярное

Последние новости