Бездорожье: как не завязнуть по самые форточки

Бездорожье: как не завязнуть по самые форточки

Советы бывалого походника и любителя вытаскивать машину из грязи

В России, как уверяет расхожая поговорка, всего две беды. Но если с одной можно справиться с помощью асфальтоукладчика, то что делать с дорогами? Точнее — с их отсутствием.
 
Закончилось лето, дачники спешат последние разы съездить на свои фазенды за остатками урожая и пожитками, отдыхающие едут в леса — все хотят наверстать упущенные теплые деньки.
 
Но в любой момент на грунтовке машина может попросту завязнуть или, что еще хуже, «сесть на пузо».
И хорошо, если вас стальной жеребец происходит из породы внедорожников. А если вы на обычном городском автомобиле? Мы расскажем, что нужно делать в этом случае.
 
Первое и главное правило бездорожья: не уверен — не лезь. С гиком и улюлюканьем в лужу влететь, конечно же, весело, но опасность гидроудара никто не отменял.
 
Загубить двигатель посреди леса, вдали от вышки сотовой связи и любых других хотя бы косвенных признаков цивилизации — не самое приятное занятие. Тот, кто менял колесо ночью на трассе меня поймет.
 
В первое правило также входит и обязательная проверка лужи или грязи на возможность проезда. Лучше пройтись с палкой и попробовать грунт, чем потом иметь удовольствие тащить на себе машину из месива под колесами.
 
Правило второе: подготовь машину.
 
Если вы точно знаете, что сегодня вам предстоит поездка в лес — лучше подготовиться к ней заранее. Посмотрите, где у автомобиля воздухозаборник двигателя.
 
Это очень важно, ведь если туда попадет вода, то мотор «чихнет» и затихнет. Возможно, что даже навсегда. Если очень хочется — можно закрепить на воздушном фильтре гибкую мягкую трубку и вывести ее повыше. Главное — озаботиться, чтобы не залилась вода сверху.
 
На некоторые машины в магазине можно даже купить такую трубку — называется она «шноркель».
 
Но если шноркель не обязателен для легкого бездорожья, то снизить давление в шинах перед съездом с асфальта нужно обязательно. Чем меньше давление в колесах, тем меньше давление на грунт.
 
Следовательно, меньше шансов увязнуть. И не пугайтесь: завод-изготовитель указывает в руководстве нормальное давление для нормальной дороге. Нормальное для бездорожья давление в колесах: 1.2 или даже 0.8 единиц.
 
Также стоит осмотреть днище автомобиля, чтобы знать, чем вы можете зацепиться, ворочаясь в грязи. Это поможет при осмотре уже после выезда из грязи.
 
Правило третье: не разгоняй.
 
Ехать лучше всего медленно, но на средних оборотах. Современные двигатели и трансмиссии не имеют хорошей тяги на низких оборотах. Нужно хорошо знать, на каких оборотах крутящий момент максимален, а на каких — близок к нему.
 
Максимальный крутящий момент нам не нужен — машина забуксует и «сядет на брюхо». И тогда придется сильно постараться, чтобы выбраться.
 
В особо сложных случаях можно попробовать ехать «маятником»: проезжаем два-три метра, потом отказываемся метр назад и снова два-три метра вперед. Таким образом мы получаем накатанную колею. При использовании этого приема важно следить, чтобы задние колеса никуда не уперлись. Иначе ведущая ось тут же забуксует и надежно «утопит» машину.
 
Кстати, о колее. Не лезьте в нее. Мало ли, какая там глубина? Может, ее трактор «Беларусь» проложил и только он по ней и проедет. Да и выбраться из нее сложно.
 
А если она еще и полужидкой грязью или снегом покрыта, то вообще нереально. Колеса тут же превратят ее бортики в каток. И потом, не забывайте, что у городского автомобиля очень низкая посадка и оторвать что-нибудь важное на днище довольно легко.
 
Но что делать, если вы все-таки застряли? Тут нужно применить максимум смекалки и изобретательности.
 
Во-первых, если есть вторая машина, попробуйте вытащить застрявшую тросом. Однако, если буксир сам стоит на ненадежном грунте, этот вариант отпадает. Иначе у вас будет не одна, а две завязшие машины.
 
Если же буксира нет, то начинайте изобретать. Выгребите из багажника все, что там есть, также стоит разгрузить всю машину: высадите пассажиров, выложите груз. Далее попробуйте выбраться «в раскачку».
 
Для этого нужно будет очень грамотно работать педалями газа и сцепления и понадобится помощь пассажиров. Смысл этого метода — заставить автомобиль за счет собственной инерции выбраться на нормальную дорогу, «раскачав» его. Толкающие тоже важны, так как они помогают машине разогнаться на маленьком участке.
 
Если первым способом выбраться не удалось, то постарайтесь не окопаться. Как только чувствуете, что за час вы не продвинулись, а грязевые столбы рядом с машиной уже готовы вас линчевать — переходите к другой тактике.
 
Отправьте гонцов по соседним кустам: мелкие ветки, палки и любой другой мусор, насыпанный под колеса тоже может помочь вытолкать машину.
 
Но если и это не помогает — используйте тяжелую артиллерию. Вам понадобится домкрат, ровная широкая деревяшка и немного удачи. Подкапываемся под автомобиль и ставим на деревяшку домкрат. Приподнимаем автомобиль и закладываем что-нибудь под колеса.
 
Фактически — делаем «рельсы». Но этих «рельс» хватит на один-два метра и операцию придется часто повторять, если вы не успеете достаточно разогнаться к моменту съезда с них. Поэтому нужно, после снятия машины с домкрата, постараться максимально облегчить машине путь к свободе.
 
Здесь подойдет любой бурелом или даже сухостой. Главное — следить, чтобы не было чего-либо, способного проколоть шины. Путь должен быть ровный и прочный, чтобы машина по нему проехала.
 
Остальные способы преодоления внедорожья зависят от вашей фантазии и набора оборудования. Кстати, вот краткий список того, что нужно брать с собой для поездки на природу:
 
Домкрат, а лучше два: гидравлический и реечный.
 
Трос-стропу, тоже, желательно, две. Именно стропу, ведь она рассчитана на рывки, а стальной трос нет.
 
Тем более, если лопнет стропа, то особых повреждений машина не получит, а вот порвавшийся стальной трос может перерубить дерево, толщиной в руку.
 
Набор ключей и отверток: если что-то оторвете на днище. К этому набору советую приложить, несколько хомутиков, немного бензинового шланга, велосипедную резиновую камеру и несколько тряпок.
 
Шланг — на случай, если порвете именно его, хомутами можно притянуть кусочек резинки от камеры к поврежденному трудопроводу.
 
У меня так даже получалось починить пробитый радиатор двигателя. На время, конечно, но до цивилизации доехать хватило.
 
Пожалуй, это основное, что нужно знать, когда вы съезжаете с асфальта. Удачи на дорогах.

...

  • 0

Популярное

Последние новости