Михаил Щербаков рассказал о том, какие тайны хранят полуразрушенные храмы Неверкинского района
- 10 июня 14:26
- 0+
- София Дикарева
В рамках рубрики «Интересные места Пензенской области» мы отправились в Неверкинский район, в котором есть множество храмов.
Наше внимание привлекли полуразрушенные обители, представляющие историческую ценность. Просто, по крайней мере, пока восстанавливать их затратно, да и некому и не для кого — сельского населения уже не осталось, многие переехали в город.
Ежегодно к их подножью приезжают туристы из соседних регионов.
Всего на территории района в 17-19 веках действовали 8 православных церквей, в приходах которых находились 16 деревень.
Экскурсию по намоленным местам нам любезно согласился провести местный краевед, историк, директор Межпоселенческой центральной районной библиотеки Неверкинского района Михаил Щербаков.
Первой точкой нашего маршрута стала двухпрестольная церковь Троицы Живоначальной Михаила Архангела в селе План, построенная в 1886 году на средства прихожан и братьев Иконниковых. Она находится посреди поля. Огромный остров старой церкви расположился в нескольких километрах от дороги, а вокруг — трава с человеческий рост.
В этом храме сохранилась роспись в стиле барокко.
— Церковь деревянная, имеет традиционную продольно-осевую композицию. Покоящиеся на четверках восьмигранные барабаны храма и колокольни, покрытые куполом, венчаются луковичными главками на изящных, сужающихся книзу шейках, — пояснил краевед.
В обители сохранились росписи, выполненные на холсте в ярких красках, среди которых наименее пострадали изображения евангелистов, «Сошествие Святого духа» и «Святая Троица».
Любопытно, что о храме Михаила Архангела писал известный журналист, профессор кафедры «Журналистика» ПГУ, член Союза журналистов России Иван Шувалов, которого не стало 23 января 2023 года.
Он даже выпустил книгу о родном селе. Вышедшая книга «Село Елшанка. Языковой феномен» - завершающая работа Ивана Федоровича по монографическому описанию говора села Елшанки. В ней рассказывается об уникальном диалекте села, над которой работал почти 10 лет.
В речи елшанцев много особенностей: звуковых, синтаксических, лексических. К примеру, нет слова «мама», вместо него сельчане скажут «мамака», вместо «няня» - «няняка», вместо «папа» - «папака».
Если в 1930 году в селе насчитывалось около 1 300 жителей, то уже в 1960-м их осталось чуть больше 700. Сейчас же - около 100 человек.
Иван Шувалов коснулся и православной тематика: несколько страниц посвятил храму Троицы Живоначальной Михаила Архангела в селе План.
Второй точкой нашего визита стала церковь Успения Богоматери с. Камышлейка, которую возвели в начале 19 века. Это единственная кирпичная из старых церквей района, которую построили на средства коллежской регистраторши госпожи Молчановой в память о её сыновьях, погибших на поле сражения в войне 1812 года. Храм представляет собой памятник архитектуры раннего классицизма.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы стала следующей точкой нашей экскурсии. Ее построили в 1753 году на средства помещика-основателя села А.И. Теряева. Сейчас здесь уже много лет никто не живет.
Как рассказывает краевед, в 1839 году село Теряевка стало принадлежать коллежскому советнику Сергею Иконникову, который получил его в качестве приданого за женой Марией Павловны Галицкой, но основателем рода Иконниковых был Федор Сергеевич.
По правую руку от церкви находится памятник С. М. Кирову и воинам села Теряевка, отдавшим свою жизнь за родину, а по левую — полуразрушенная школа, работавшая в дореволюционные годы. В ней священники обучали крепостных грамоте.
Этот храм является примером трактовки архитектуры середины 18 века в деревне.
Завершилась экскурсия походом к двухпрестольной церкви во имя Архистратига Михаила в с.Кунчерово, являющейся памятником архитектуры 1882 года. Сейчас здесь проживают татары и русские, которые охраняют святыню.
Эта церковь сохранилась в хорошем состоянии и гармонично смотрится на холме. Возможно, этим, святыня и привлекает многих туристов из соседних регионов.
— Первая церковь на этом месте сгорела 16 июня 1880 году, а 1882-м на средства прихожан и священника Иакима Скалигерова была построена новая деревянная, двухпрестольная церковь, — пояснил Михаил Щербаков.
До конца 90-х годов в этой церкви проходили богослужения. В интерьере храма сохранились фрагменты росписей, выполненные масляными красками по предварительно наклеенному холсту, а на каменном фундаменте — древняя письменность.