«Раны выли невыносимо»: пензенец поделился воспоминаниями деда о роковом моменте Курской битвы
Среди героев войны отличились и наши земляки, о которых мы храним добрую память в сердцах.
О них пензенцы помнят всегда, не только в День празднования Победы. Сегодня поделимся историей одного из героев войны.
Пожалуй, самое страшное и трагическое событие прошлого столетия — Великая Отечественная война. Нет такой семьи в России, которую бы она не затронула. Миллионы так и не вернулись домой с поля боя. Среди тех, кто выжил в те страшные времена и вернулся в родной город, оказался наш земляк, ветеран боевых действий Герман Иванович Гуляев.
Воспоминаниями о своем деде поделился с нами его внук Герман Юрьевич.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и длилась долгих 4 года. Неоценимые потери, семейные драмы и трагедии перенесли советские люди в годы фашистской оккупации. И всё-таки мы победили! Только благодаря единству духа, самоотверженному труду и боевым заслугам Советский Союз смог выиграть эту войну, хотя сделать это было непросто.
«Моего деда Гуляева Германа Ивановича война застала еще мальчишкой. Ему было всего 17. Деда направили в Бухару для прохождения ускоренных военных курсов танкиста в Танковом училище. И почти с первых дней боевых действий он стал воевать», - говорит внук Гуляева.
Дед Германа Юрьевича рассказывал о том, что его боевые товарищи-мальчишки, совсем ещё юнцы, забавы ради, не понимая порой, что их окружает опасность, играли с взрывчаткой и минами, которые, случалось так, взрывались не на вражеской стороне, а в руках этих ребят. Молодые солдаты тогда ещё не осознавали серьёзности случившихся событий, сам возраст не позволял им это сделать.
Роковой момент случился для Германа Ивановича в тот день, когда он принимал участие в крупнейшем в истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. танковом сражении в селе Прохоровка в ходе Курской битвы 12 июля 1943 года. Тогда в ожесточённых боях между наступавшей немецко-фашистской танковой группировкой и наносившей контрудар 5-й гвардейской танковой армией погибло множество солдат.
«В тот день дед получил многочисленные осколочные ранения и был на грани между жизнью и смертью. Раны выли невыносимо. На земле, где он лежал, его окружали уже мёртвые солдаты. Дед то был без сознания, то приходил в себя. Очнулся от того, что услышал русскую речь – это были советские солдаты. Подойдя к деду и поговорив между собой, они решили, что его бесполезно спасать, он вот-вот умрёт, и ушли. Дед окончательно потерял веру в то, что останется жить. Но каким-то чудом, уже после того как утихли бои, к деду подошла женщина, проживающая рядом с местом событий, и увидела, что он живой», - вспоминает Герман Юрьевич.
Его дед, то ли забыв, то ли не желая вспоминать этот ужасный день, так и не рассказал о том, каким образом очутился в её доме. Женщина милосердно вернула его к жизни, а после сообщила советским солдатам, что в её доме находится раненый и его необходимо отправить в госпиталь. Солдаты тут же пришли на помощь, и деда перевези в Читинский госпиталь, где он находился длительное время, но всё же окреп и встал на ноги. Однако осколки боеприпасов, нанёсших удар деду 12 июля 1943 года, оставались в его теле как память о той беспощадной войне до последних дней его жизни.
Ещё в Чите Герман Иванович трудился учителем истории, а после Победы вернулся в родной край и поступил на исторический факультет Пензенского педагогического института. По окончании вуза Германа Ивановича перенаправили работать в Вадинскую школу, где он зарекомендовал себя как честный, порядочный и перспективный специалист. За что в дальнейшем удостоен был повышения по карьерной лестнице: он стал директором школы в с. Рахмановка. Но и там Герман Иванович проработал недолго.
«Необходимо было поднимать страну с колен, восстанавливать хозяйство, и деда назначили председателем колхоза в с. Тат-Лака Вадинского района Пензенской области.
За время работы в с. Тат-Лака деду удалось из отстающего сделать колхоз таким, который ставили в пример во всей Пензенской области. Действительно, сделано было много благодаря заслугам деда. Он способствовал тому, чтобы жители села прежние соломенные крыши домов заменили на новые – шиферные и металлические, а сами дома обили рейкой. При нём появилось электричество, что для людей было настоящим праздником», - с гордостью говорит Герман Юрьевич.
Переехав в Пензу, Герман Иванович Гуляев более 15 лет проработал директором 8-го училища (ныне - колледж современных технологий переработки и бизнеса). А на пенсии по просьбе Обкома партии Герман Иванович организовал областной Совет ветеранов.
«Его удивительно красивая, на первый взгляд, а зачастую сложная и напряжённая жизнь не оставляла выбора моим родителям, и они назвали меня в честь деда – Герман.
Деда не стало, когда мне было 4 года, но светлая память о нём до сих пор жива в моём сердце. Более того, ещё и достаточно редкое сочетание – Герман Гуляев. Услышав его, совершенно незнакомые мне люди спрашивают: «А не родственник ли Вы тому Гуляеву?». Я с гордостью отвечаю: «Внук!». И каждый из этих людей мне рассказывал что-то доброе о деде: как работали вместе с ним, как учились у него, каким он был преподавателем, руководителем. Это ещё раз подтверждает, что дед мой не зря выжил в тот день, не только для того, чтобы дать жизнь своим дочерям, сыну, внукам. Он оставил после себя большой добрый след тепла, света, радости, оптимизма в сердцах сотен людей. Я безмерно рад, что ношу его имя и живу под его фамилией», - восклицает Герман Юрьевич.
Своему любимому деду внук посвятил стихотворение: «Пусть дольше живут наши деды».
Я мог на свет не родиться,
Но деда сумели спасти!
Он ранен был в поясницу,
В колено. Осколок – в груди.
Как мертвый, лежал без сознанья
В лесу на холодной земле,
Не двигаясь, без дыханья,
Почти умирая во сне.
Его окружали солдаты,
Расстрелянные под огнём.
Его боевые ребята
Погибли сегодня днём.
Так ныли безжалостно раны
В колене, спине и груди.
Хотелось бы выпить отравы –
Из жизни скорее уйти.
Советские офицеры
Приехали проверять:
Мертвы, остались ли целы
Солдаты, что шли защищать…
Увидев глазами картину,
Умчались, будто в бреду.
И дед живой-сиротина
Остался лежать на ветру.
Он с жизнью своей уж простился,
Но так не хотел умирать.
И к Богу тогда обратился –
На небо быстрее забрать.
Но небо ему твердило:
«Живи! В назначенный час
Дождётся тебя могила,
Но только не здесь! Не сейчас!»
Каким-то чудом небесным
Старушка деда нашла.
Живого солдата из леса
Домой к себе привела.
Лечила как? Я не знаю.
Но деда она спасла…
Страну свою наградила
Отважной Победой война.
И после девятого мая
Мой дед стал страну поднимать,
Из памяти беды стирая,
О ранах своих забывать.
Его закружили работа,
Учёба, колхоз и дела,
Супруги любимой забота,
Что радость ему принесла.
Союз семьи той был крепок,
Их счастье настигло вконец:
В семье родилось трое деток,
Один среди них – мой отец…
Истёрта годами газета
Про деда на полке лежит.
Меня назвали в честь деда!
Его век не даром прожит!
Пусть память стирает все беды,
Оставив плохое вдали.
Пусть дольше живут наши деды!
Ты в этом им помоги!
В 2016 году Герман Юрьевич выпустил целую книгу под названием «День Великой Победы», которая посвящена подвигу деда. В этом литературном сборнике собраны стихотворения, посвящённые деду, войне, а также стихи и песни о не менее важных событиях человеческой жизни.
В завершение нашей беседы Герман Юрьевич отметил, что в последнее время стихи и песни он реже пишет.
«Я к каждому слову, к каждой запятой подхожу очень ответственно (может и зря). Всё время занимает работа. Хотя люблю, когда рождаются полноценные стихи или песни. Это, как дети. Со временем они начинают взрослеть и жить своей жизнью», - утверждает он.