«Человек энциклопедических знаний, живописец, полиглот»: пензенцы отметили 100-летие со дня рождения Леонида Попова
Художник, ученый-физик, естествоиспытатель, полиглот, ветеран Великой Отечественной войны.
Все это один человек - Леонид Николаевич Попов - знаковая фигура в истории Сурского края. С 90-х он жил в Ахунах, где проводил десятки встреч и бесед с местными жителями.
В честь памятной даты мы решили вспомнить о нескольких важных фактах из его биографии.
Судьба Попова уникальна. Леонид Николаевич родился ровно 100 лет назад 16 июля 1924 года в Туркменистане в семье железнодорожника.
До войны жил он и учился в Ташкенте. Служил в 29-й армии, демобилизовался в 1949 году.
О военных годах он вспоминал часто и делился воспоминаниями с жителями Ахун не раз.
А все потому, что сами сотрудники библиотеки познакомились с ним в 2003 году, когда только начали собирать сведения об участниках Великой Отечественной войне. Именно фронтовики были первыми читателями ахунской библиотеки.
Леонид Попов приехал из Узбекистана в Пензу в 1993 году, поскольку в бывшей советской республике было неспокойно из-за ферганских погромов, связанных с конфликтами на этнической почве. Объехав много городов, Леонид Николаевич остановил свой выбор на Пензе, хотя в нашем крае у него не было ни родственников, ни знакомых.
Так его покорила красота природы среднерусской полосы, доброжелательные открытые люди и богатая культурная жизнь, что он полюбил всей душой Сурский край и решил остаться здесь навсегда. Поселился на ул. Мечникова и сразу же сдружился с местными жителями, в том числе с сотрудниками библиотеки в Ахунах. Был окружен друзьями под стать ему. В их числе художник Владилен Мочалов, поэт Юрий Кузнецов-Арбеков и пензенский краевед Иван Антонов.
Последнему даже посвятил небольшое стихотворение.
«Посвящается… не без иронии
Я не поэт и не литератор,
И, может быть, плохой оратор,
Но все же хочется сказать…
Ахунский он ни дать, ни взять.
Он не речист, не многословен,
Душою чист и в мыслях ровен,
Он педагог, ученый, патриот Ахун, историк края
Ну, кто ж ему в поселке нашем равен?!».
С Леонидом Николаевичем можно было поговорить абсолютно на разные темы. Он мог поддержать любой разговор и побеседовать даже с иностранцами: Попов в совершенстве говорил на английском, немецком и польском языках.
Жители Ахун же запомнили Леонида Попова, прежде всего, как человека энциклопедических знаний, а также блестящего живописца.
К сожалению, получить образование он не успел, поскольку началась война. Он был сапером в разведбатальоне. Дорогами войны прошел до Украины и Восточной Пруссии.
Окончив Московский горный институт, работал геологом и геоизиком. Все это время в свободное время рисовал, правда, непрофессионально. Всерьез живописью Леонид Николаевич занялся лишь по уходу на пенсию, которую провел в родных Ахунах.
Он не раз устаивал вернисажи и выставки своих работ как у себя дома на ул. Мечникова, который прозвали местным Лувром, так и в местной библиотеке, которую считали очагом культуры.
Леонид Попов изображал руины на греческом острове Крит, Кикладский архипелаг, горы Тянь-Шань, прекрасный Самарканд, горный сочинский ручей.
Все свои впечатления с экспедиций по стране художник переносил на полотна. Уж больно он любил Ахуны, поэтому большая часть его работ – с видами на микрорайон.
Многим пензенцам близка и дорога картина Леонида Николаевича под названием «Игуменьин пруд», которая сегодня находится в крестильне храма Николая Чудотворца.
Как-то Попов работал на берегу старинного пруда,и его взору предстало удивительное явление – густая ряска, заполонившая водоем, вдруг расступилась, и над водной гладью появилось облако, в очертаниях которого явилась фигура женщины. Что эта за женщина художник не знал, но этот образ явился ему во сне. И как позже выяснилось, сон был вещим. Оказалось, что в тех местах находился женский монастырь, а на берегу пруда стоял дом, в котором проживала настоятельница.
«Главное, чтобы картина взбудоражила. Иногда даже неприметный куст способен разбудить душу»,– говорил Попов.
Писал Леонид Николаевич и портреты, причем не только кораблей, но и политических деятелей. Так, например, в качестве натуры он выбрал Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, правда, в запаре присвоил ему две лишние звезды.
В планах было изобразить и других политических деятелей.
Но, к сожалению, возраст берет свое… Последние годы жизни Леонид Николаевич посвятил заботе о правнуках Алеше и Саше.