Владельцев ОСАГО заставят самих платить за аварии

Еще не утихли страсти вокруг "натурального" ОСАГО — 15 марта Госдума одобрила законопроект во втором чтении, — а страховщики уже готовы предложить водителям очередные нововведения.

Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает разделить с водителями часть выплат по ОСАГО по франшизе. Ее размер может составить 10-15 тысяч рублей. Таким образом, если раньше страховщик возмещал ущерб по ОСАГО целиком, то теперь сумму франшизы будет оплачивать виновник аварии — владелец "автогражданки". Фактически это будет оплачиваемая часть убытка.

Защитники прав автовладельцев считают, что идея неплохая, но тогда стоимость полиса ОСАГО нужно снизить как минимум вдвое.

Базовое каско

— ОСАГО должно стать, условно говоря, базовым каско, то есть минимальным продуктом, к которому можно докупить столько нужных опций, сколько потребуется, — цитирует "Коммерсант" главу РСА Игоря Юргенса. По его словам, в союзе пока не решили, применять ли это правило только при ущербе менее объема франшизы или же при любых авариях.

Никаких предложений в ЦБ страховщики пока не направили, рассказали в союзе РИА Новости. Но продажа полисов ОСАГО для страховых компаний убыточна, и эту проблему надо как-то решать.

Идея с франшизой — один из обсуждаемых вариантов.

По данным РСА, сборы за январь оказались меньше, чем выплаты: страховщики получили 14 миллиардов рублей, а выплатили 14,3 миллиарда рублей. "С учетом расходов на ведение дел и формирование резервов убыточность уже превышает 130%", — пояснили в РСА. Средняя стоимость ОСАГО по России — шесть тысяч рублей, а средняя выплата в рамках ОСАГО — 70-80 тысяч рублей.

Битый небитого везет

В "Синих ведерках" введение франшизы в систему полиса ОСАГО поддержали.

В сообществе объяснили: подавляющее большинство российских водителей — аккуратные автомобилисты, которые практически не попадают в аварии, что подтверждает и статистика РСА. Средний КБМ (коэффициент бонус-малус) по России сейчас составляет 0,75% — это означает, что стаж безаварийной езды превышает в среднем шесть лет. Но есть и прослойка водителей, считающих, что "все включено", потому что в ОСАГО сейчас нет лимита страховых случаев, которые происходят в течение страхового периода.

— То есть бить можно столько машин, сколько заблагорассудится, — отмечает координатор "Синих ведерок" Петр Шкуматов.

Таким образом, указывают организаторы проекта, получается, что "битый небитого везет". Безаварийные водители оплачивают постоянно дорожающее ОСАГО "за себя и того парня" — за тех, кто практически не вылезает из ДТП.

Выводить мелкие убытки

Обрабатывать незначительный ущерб невыгодно и страховщикам: при обработке каждого страхового случая страховая компания несет практически идентичные ущербу издержки.

— Пришел человек с ущербом на пять тысяч рублей, и 5 тысяч рублей страховая компания потратит на то, чтобы его оформить, — поясняет координатор "Ведерок".

Шкуматов уверен: мелкие убытки надо выводить из системы ОСАГО и стимулировать людей, чтобы договаривались сами, но главное условие — цена полиса должна быть снижена.

— Цена полиса ОСАГО, если речь идет о франшизе в размере 10-15 тысяч рублей с первого страхового случая, должна упасть как минимум вдвое, — считает представитель "Ведерок".

Он указывает, что ОСАГО — продукт "монолитный и монопольный", и возможность его настройки по примеру каско автовладельцы бы оценили. В ОСАГО, по его мнению, есть смысл ввести и другие франшизы.

— Может, кто-то захочет платить не шесть тысяч рублей, а три тысячи, но взять на себя дополнительные риски, — уверен он.

Назад в 90-е?

Критики инициативы с таким подходом категорически не согласны, указывая что "добрые" страховщики таким образом хотят "отбить" свои отсуженные у физлиц, но не взысканные требования за счет потребителей.

Неприменимо и снижение цены полиса в рамках ОСАГО, считает Максим Ханжин, специалист в области автострахования, президент Ассоциации по защите прав автострахователей.

— Это обязательное страхование. Как можно предложить человеку застраховаться на меньшую сумму? — недоумевает эксперт.

Сейчас ОСАГО позволяет водителям урегулировать все вопросы в юридической плоскости, а страховщики, по его словам, применяют двойной стандарт — постоянно декларируют, что ни в коем случае нельзя возвращаться в 1990-е годы, а сами предлагают водителям опять договариваться, причем бьют по незащищенным слоям населения.

— У нас в регионах франшиза зачастую составляет несколько зарплат, поэтому этого ни в коем случае нельзя допускать. Инициатива абсолютно непроходная, — заключил Ханжин.

Источник - РИА Новости

...

  • 0

Популярное

Последние новости