о профдеформации, о странных заказах и стереотипах
Автор Элина Калиновская
Руководитель мемориальной компании:
Несмотря на специфический мрачный оттенок, похоронный бизнес в Пензе представлен изобилием ритуальных компаний. Эта деятельность приносит неплохой доход, а главное всегда востребована, поэтому привлекательна для многих предпринимателей. Однако именно заинтересованность в получении прибыли от бизнеса, связанного со смертью, воспринимается окружающими неодобрительно, если не сказать в штыки.
Откровенный разговор о тонкостях работы в столь неоднозначном бизнесе состоялся с руководителем мемориальной компании «Гранит», Манторовым Игорем Алексеевичем.
Игорь Алексеевич Манторов
Почему именно изготовление памятников
А не заняться ли мне памятниками? Нет, так никто не приходит в нашу сферу деятельности. Большинство мемориальных компаний в Пензе образованы людьми, которые, так или иначе, были причастны к этой сфере. А мне этот бизнес достался от отца, Алексея Ивановича Манторова, квалифицированного каменотеса, прошедшего обучение в Москве.
Алексей Иванович Манторов
В советские времена в Пензе построили цех по изготовлению и обработке камня для памятников, набрали молодых ребят после армии, обучали их и начали работать. Эта сфера относилась тогда к коммунальному хозяйству.

С распадом советского союза такая схема перестала работать. Однако кормить семью надо было, поэтому мой отец решил открыть частное предприятие. К тому моменту я отучился в институте, имел представление о механизме ведения документооборота, о работе с заказчиками, был опыт в сфере рекламы и продаж. Именно по этой части отец и взял меня к себе. Но были периоды, когда я занимался установкой и изготовлением памятников. Поэтому на данный момент я знаю весь процесс от начала и до конца.
Об отношении к смерти и профессиональной деформации
Как я отношусь к теме смерти? Не стал ли я черствым? Действительно, и у меня, и у некоторых моих сотрудников произошла профессиональная деформация. Просто в один момент приходит понимание, что все мы смертны, и, что самое ужасное, внезапно смертны. И невольно начинаешь относиться к этому факту спокойнее, принимаешь его и совершенно перестаешь бояться.

Лично для меня – умереть совершенно не страшно. Страшно оставить семью без кормильца, страшно не успеть сделать что-то значимое.
Игорь Манторов с семьей
Черствым я не стал, у меня другая проблема - я слишком добрый: постоянно хочу угодить заказчику, всегда сомневаюсь в себе. Мне жаль живых, хочется помочь им. А тем, кто ушел, я уже ничем не помогу.

Был в моей практике один случай, мы делали памятник молодому парню. Принимать работу приехала жена, она была с маленькой дочкой. Девочка увидела портрет на памятнике, подбежала к нему с криками: «Папа! Папа!» - и обняла памятник. Это был эмоциональный момент. Я понял, что значит моя работа: для девочки теперь вот он папа, на памятнике.
О прибыльности ритуальных компаний
На мой взгляд, самое прибыльное направление – это ритуальное, непосредственно связанное с похоронами. Есть у меня знакомые из этой области, которые часто спрашивают, почему я не открою свою ритуальную компанию, ведь это прибыльно. Но я уже давно для себя решил, что не хочу связываться с этой областью, где есть беспринципные работники, где есть драки в дверях за умершего.

Многие думают, что мемориальные компании тоже зарабатывают невероятные деньги на памятниках. Когда-то давно, в советские времена, это работа была действительно престижной и хлебной: каменотесы могли позволить себе многое, они считались элитой. Сейчас мы обычные мастера, которые зарабатывают руками и головой совершенно небольшие деньги. Многие юристы, инженеры, врачи зарабатывают намного больше нас. Природа появления стереотипа мне ясна: из-за высокой конечной стоимости памятника люди думаю, что мы делаем какие-то немыслимые накрутки. Но нет, просто себестоимость производства велика. А наценка у нас минимальная, приближенная к порогу выживания.
Мы не наживаемся на чужом горе, мы тяжелым трудом зарабатываем на жизнь, дыша каменной пылью.
О сложностях бизнеса
В этом бизнесе нужны достаточно серьезные первоначальные вложения. Инструменты, которыми работают художники, обрабатывается гранит, очень дорогие. Сам камень очень дорогой. Если, конечно, мы не говорим о «гаражном» производстве.

Кстати, о выборе места для работы. Нам, предпринимателям похоронной сферы, сложно арендовать помещения. Арендодатели не хотят рядом видеть памятники. Наши офисы должны быть достаточно удалены от густонаселенных мест. На мой взгляд, это логично, но создает некоторые трудности.
О странных и возмутительных желаниях заказчиков
Из года в год я наблюдаю тенденцию обесценивания нашего труда. Люди живут с мыслью о том, что мы, изготовители памятников, боремся за заказы под дверью усопшего, наживаемся на горе людском, деремся между собой. На самом деле многие мемориальные компании дружат и общаются между собой.

Некоторые заказчики приходят к нам с таким настроем, будто мы должны быть благодарны за сам факт их прихода. На самом деле, пока мы не найдем взаимопонимание с человеком, работа не сложиться.

Основные проблемы, на мой взгляд, возникают из-за того, что многие заказчики не представляют технологию производства. По их мнению, мы берем булыжник, помещаем его в станок и забираем уже готовый памятник, практически ничего не делая (кроме набивания кармана деньгами, конечно).
Наблюдаю определённую деградацию среди клиентов. Возмущает в общении с ними многое. Например, фотоматериал нужно найти самим: походить по кладбищу и найти могилу, которую заказчик сам давно потерял.

Бывает, приносят мутную фотографию и хотят, чтобы мы ее нанесли на памятник, считая, что волшебным образом она станет невероятно четкой. Часто путают даты рождения или смерти, инициалы. Потом просят поправить ошибку, не задумываясь, что попытка исправить может просто испортить камень. Иногда поменять букву может стоить дороже, чем сделать новую плитку.

Иногда просят что-то изменить на фотографии. Да, какие-то элементы действительно можно скорректировать. Но некоторые вещи сделать невозможно. Кстати, были заказчики, которые остались недовольны тем, что мы отказались брать заказ по фото с изображением человека в три четверти, хотя надо было изобразить его в фас. В итоге написали о нас плохой отзыв.

И конечно, бывали случаи, когда заказчики исчезали после установки памятника, не расплатившись по договорным обязательствам до конца. Приходилось снимать памятник, чтобы как-то вернуть свои деньги.
О дорогостоящих и масштабных заказах
В с. Алово Никольского района мы устанавливали большой мемориал героям Великой Отечественной войны. Он состоит из нескольких гранитных памятников. Это был поистине интересный и масштабный проект: наши ребята-установщики уезжали на целый месяц в командировку для возведения этого памятника. Из-за удаленности от населенного пункта им приходилось даже жить в палатках.
Также мы изготавливали и устанавливали мемориалы воинам Великой Отечественной войны в Малой Сердобе и в Пензе, на Митрофаньевском кладбище.
Но самый дорогостоящий заказ мы делаем сейчас: стела героям Великой Отечественной войны будет установлена в Каменке к 9 мая. Ее размеры: 2,5 м на 1 м, а толщина - 25 см.
Об уходе из бизнеса
На данный момент у меня есть возможность уйти в другую сферу, и я ей активно пользуюсь. Я пытаюсь перейти в строительство и электромонтаж, может, что-то из области общепита получится. Изготовление памятников сжигают все силы. Не подумайте, я не жалуюсь. На самом деле, эта профессия дала мне путевку в жизнь, научила каждый день совершать невозможное. Видеть результат работы - это самое ценное в нашей профессии. Несмотря на то, что многие заказчики обесценивают наш труд, мы продолжаем работать во благо общества.
Контакты:
Адрес центрального офиса:
г. Пенза, ул. Октябрьская, 6

Телефоны:
8 (8412) 234-000,
8 (8412) 301-202

Сайт:
www.granitpnz.ru

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru