Директор ритуальной службы:
о чужой смерти, ценах и самых необычных похоронах в Пензе
Автор Валерия Кегель. На фото Наталья Анатольевна Абдулова
В силу профессии некоторым приходится сталкиваться со смертью каждый день. Мы пообщались с директором ритуальной службы «Вознесение» Абдуловой Натальей Анатольевной и выяснили, что побудило ее работать в этой сфере, и как на ней отразилась профессия.
Почему вы выбрали эту профессию и как начали работать?
Я попала в эту сферу в 1996 году. С 1996 года я занималась оптовыми продажами икон и погребальной утвари.

В последствие попала непосредственно в ритуальный бизнес, которым и занимаюсь до сих пор.
Были ли у вас какие-то сомнения по поводу выбранного дела?
Нет. Мне нравится то, чем я занимаюсь. У нас очень дружный и порядочный коллектив, хорошие отзывы о нашей работе – а это основа добросовестной работы, которая приносит удовольствие.
У вас всегда было легкое отношение к чужой смерти? Если нет, то как удалось справиться со своими эмоциями? А с эмоциями родственников умерших?
Наверное, все это зависит от характера человека. Я думаю, за столько лет работы я стала уже своего рода психологом. Я всегда очень сочувственно, понимающе отношусь ко всем, кто к нам обращается.
Можете описать спектр услуг, предоставляемых вашей компанией?
Мы заключаем договор, собираем и оформляем необходимую документацию, отвозим одежду в морг, все проверяем. Если нужно – делаем косметику лица умершего – это по желанию клиента, все обговариваем . Индивидуально мы обсуждаем копку могил, потому что бывают разные ситуации: когда стоят бордюры, памятники и другие надгробные сооружения, мы решаем вопрос по аккуратному их снятию или перемещению. У нас большой специализированный автопарк, занимающийся необходимыми перевозками по Пензе, области и России.

А еще на наш комплекс услуг – оформление документов, транспортные услуги – мы делаем скидку, все это идет бесплатно.
Кто работает на вас?
У нас в штате два диспетчера, я – управляющий директор, есть еще генеральный директор, есть бригады – агенты, копщики и водители.
Как вы считаете, за что вашу профессию не любят?
За то, что есть черные агенты. Это люди, стоящие на пороге сразу после известия о смерти человека и предлагающие свои услуги, которые оказываются ненадлежащим образом. Их не заботит качество проведения похорон и основная их цель – нажива на родственниках покойного.
Как в идеале должны работать люди вашей профессии и что мешает им это делать?
В идеале – нужно соблюдать морально-этические нормы. Потому что иногда бывают такие случаи, когда те же черные агенты приходят к родственникам в дом и сообщают о смерти близкого человека. Людям становится плохо, бывало даже, что увозили в больницу.
Можете ли вы сказать, что ваша работа влияет каким-то образом на человеческие качества? Не стали ли вы черствее?
Я думаю, я стала более понимающей благодаря этой работе, понимающей горе других людей. Черствее не стала, все-таки я, наверно, всегда была человечной. По возможности я даже стараюсь ездить сама на выноса.
Чем, по вашему мнению, эта работа полезна обществу?
Наша работа полезна тем, что когда случается горе, весь полный спектр услуг оказываем мы. Если родственники умершего станут сами заниматься всеми услугами, то они, можно сказать, пройдут круги ада.

Горе происходит внезапно и никто к этому не готов, люди не знают куда идти, появляются опять же черные агенты, которые, повторюсь, под маской доброжелателей наживаются на родственниках.

Мы же действительно все организационные моменты берем на себя и помогаем справиться с ними родственникам, чтобы им хоть немного легче было пережить потерю.
Насколько выгодное это дело?
Сейчас сказать не могу. Мы существуем более десяти лет, у нас собственное производство, очень многие ритуальные агентства закупают товар у нас. У нас налаженная годами работа.
Можно ли сказать, что похороны сегодня — дорогое мероприятие?
Если все взять по минимуму, обойдется в пределах 20-30 тысяч рублей. Однако есть люди, которые приходят и начинают выбирать самые дорогие венки, гроб, делают дорогие поминки. Услуги нашей фирмы составляют всего в пределах 15-20 тысяч, остальное – обязательные услуги, например оплата морга, и дополнительные.

Мы всегда хотим минимизировать затраты наших клиентов, но все зависит от них. Начинаем предлагать менее дорогие венки и другие ритуальные принадлежности, клиент хочет дороже, и иногда, таким образом, они доходят до дорогих товаров.
Какие самые необычные похороны были? Так, что пожелание клиента вас шокировало.
В шок никогда ничего меня не приводило. Про необычность могу отметить похороны разных национальностей. Бывают цыганские, бывают мусульманские, где нужно захоронить день в день, и бывают католические. Нами соблюдаются все обычаи захоронений.

Лет семь назад как раз было у нас католическое захоронение. Конечно, очень долго я читала об этом, готовились. Батюшка приезжал из Саратова для того, чтобы на могиле читались молитвы.

У нас есть и кремация, ее можно тоже расценивать как необычные похороны, ведь это дополнительные услуги. На кремацию мы возим в Москву и Нижний Новгород. Но это дорогое вложение и двойные затраты – необходимо купить гроб, оплатить морг, бригаду, автобус, копку могилы и отпевание. А сама только кремация стоит 20 тысяч рублей.
Вы организовывали какие-то совсем дорогие похороны?
Бывает, заказывают оркестр, дополнительный транспорт, когда на похоронах присутствует много людей. Берут другого класса гробы, венки. Все это значительно повышает затраты и делает похороны более дорогими, нежели обычно.

Самые дорогие похороны были на моей памяти, наверное, лет пять назад, когда привозили тело из Москвы. Помню, что родственники приобрели один только гроб на 200 тысяч.
Какие стереотипы, связанные с вашей профессией, вы знаете? Какие из них можете опровергнуть?
Главный стереотип, что мы – богатые люди. Еще один – что наживаемся на людях. Я, например, противник этого. Мы не просто оказываем услуги, но и сами делаем вложения: в станки, оборудование и другие товары для того, чтобы в первую очередь делать свою работу качественно.
Если бы у Вас была возможность уйти в другую сферу, воспользовались бы ей или же вас все устраивает в вашей работе?
В этом семейном бизнесе меня полностью все устраивает. Если бы у меня была возможность, я бы, разве что, открыла еще одну сферу. Хотелось бы, например, построить приют для животных.

Еще бы напоследок хотела посоветовать обращать внимание на то, с кем вы работаете. В наше время существует множество компаний со схожими названиями или даже абсолютно идентичными. Но называться можно одинаково, а оказывать услуги по-разному.
Телефон
73-93-93

Адрес:
ул. Луначарского, 8а

woznesenie2007@yandex.ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru