Отель за 200 рублей и икра за 6500: пензенец рассказал о самом необычном путешествии
Авторская колонка горожанина, который проехал почти 10000 километров на поезде и поделился своими впечатленими
Профессор-биолог из Пензы Александр Стаценко рассказал о своем путешествии на Дальний Восток: о ценах, о том, что больше всего удивило, что приходилось видеть из окон поезда во время поездки и о многом другом. Захватывающие путевые истории земляка будто бы переносят нас туда вместе с ним...
- Недавно мне пришла в голову дерзкая для своего возраста идея: отметить 70-летний юбилей грандиозным для своего возраста путешествием по Транссибирской магистрали, протяженность которой от Москвы до Владивостока составляет, ни мого, ни мало 9200 километров, - говорит земляк.
- Решиться на такое длительное путешествие в одиночку не так-то просто. Поэтому пытался подбить на эту авантюру своих старых друзей, с которыми сплавлялся в молодости по бурным горным рекам Центральной Азии и совершал восхождения на горные вершины Северного Тянь-Шаня. Как выяснилось, здорового авантюризма у них с возрастом поубавилось, и у меня не оставалось другого выхода, как осуществить эту рискованную затею в одиночку. Причем самая обидная и непредсказуемая развязка могла вполне закончиться заражением в дороге коронавирусной инфекцией и завершением туристской карьеры в стенах сельской амбулатории или районной больницы в глухой уральской или сибирской деревне и похоронами на сельском кладбище. Но, к счастью, этот сценарий не осуществился, - рассказывает профессор Стаценко.
Отъезд был намечен на начало сентября. Путешествие в один конец заняло больше недели.
- За это время наш железнодорожный состав преодолел около девяти тысяч километров и пересек девять часовых поясов. Проездом побывал в 15 городах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В частности, посетил Уфу, Златоуст, Челябинск, Курган, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток и др., - сетует Александр Стаценко.
Посещение сибирских и уральских городов было скоротечным...
- Проезжая по Уралу и Сибири, заметил, что все столицы территориальных образований выглядели достойно. Привокзальные территории отличались чистотой и порядком. В то же время российская деревня, расположенная вдоль Транссиба, пребывает в глубоком упадке. Там остались одни глубокие старики и старушки, которые работать на земле уже не в состоянии. Даже приусадебные участки находятся в полном запустении, так-как сил у старшего поколения даже на это уже не осталось. Многие дома и избушки давно заброшены... Двери и ворота в нежилых покосившихся хибарах стоят нараспашку: будто вчера вынесли ногами вперед последнего хозяина, а двери за ним закрыть забыли, Осталась заброшенной и собачья будка с цепью и ошейником. А оставшаяся сиротой собаченка прибилась к стае одичавших сородичей, - описывает профессор места, которые посетил во время путешествия.
В Омской области, как рассказывает Алексадр Стаценко, в вагонном окне мелькнула железнодорожная станция «Зима». По словам профессора, сразу же вспомнилось, что это родина великого русского поэта Евгения Евтушенко.
Ближе к Востоку проявляется убогость и заброшенность территорий. Проезжая поселения Восточной Сибири и Дальнего Востока из окон вагона, где ехал профессор виднелись обшарпанные бараки, построенные еще в 30-е годы прошлого столетия.
- В Новосибирской и Омской областях много заболоченных земель, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве и требующих осушения и рекультивации. Проезжая по территории Дальнего Востока, заметил, что железнодорожные станции встречаются все реже. Удивило то, что вдоль железнодорожного полотна встречаются лежащие под откосом товарные поезда, потерпевшие крушение. Годами эти свалки искареженного металла никто не разбирает. Очевидно, не доходят руки, - сетует пензенец.
Путь профессора прошел также через Красноярский край, почти полдня поезд следовал вдоль кристльно-чистого озера Байкал.
- Наш путь лежал и через столицу Бурятии Улан-Удэ. Это красивейший город с современной застройкой. Миф о том, что буряты склонны к алкоголизму и курению, не подтвердился. Вспомнилось, что среди бурятов тоже есть свои знаменитости. В 80-е годы на всю страну славился представитель бурятского народа, известный певец, заслуженный артист России Кола Бельды. Его хит «Увезу тебя я в тундру» пела вся страна.
Особый интерес в поезе у Александра Стаценко вызвал Владивосток, где он решил задержаться на неделю.
- Столица Приморья встретила необычно жаркой для этого времени года погодой, что продлило разгар купального сезона. Не грех было недельку позагорать и покупаться в чистейших водах Японского моря. Тем более, что помыть «сапоги» в водах Тихого океана была моей давней мечтой! Кристальная чистота воды на пляжах Владивостока меня просто поразила. Я побывал на всех хваленых пляжах Европы, на Кубе, в Киргизии... и нигде таких ухоженных пляжей и изумрудно чистой воды, как в Приморье, я не видел, - продолжает рассказ профессор Стаценко.
По словам нашего земляка, во Владивостоке нет проблем с гостиничным сервисом. В городе много различных отелей и хостелов на любой вкус.
- Есть даже капсульный отель, где гостю предоставляется в аренду вместо комнаты в гостинице специальная капсула, вмонтированная в стенку отеля. Ее при необходимости можно выдвинуть и лечь в ячейку. Гость находится в этой ячейке в полном уединении и покое. Подобный опыт повзаимствован в Японии. Это очень экономично и дешево. Снять капсулу на сутки обойдется не дороже 200 рублей. В Токио я заночевал в такой капсуле абсолютно бесплатно. Там этот вид гостиничного сервиса предназначен в основном для бомжей, - говорит Александр Стаценко.
Самая больная тема для жителей Владивостока - красная икра и рыба.
- Местное население не любит разговоров на эту болезненную для них тему. Но мне удалось вызвать на откровенность одного пенсионера, недавно поселившегося во Владивостоке. Вот что он сказал: «Красной икры и рыбы в магазинах города вы не найдете. Этот товар можно купить только по баснословной цене на стихийных рынках выходного дня, которые организуются у городских вокзалов. Мы, местные жители, едим красную икру и рыбу только по большим праздникам. С недавнего времени весь этот товар скупается китайцами оптом и в магазины не поступает. Так что ехать в Приморье за дешевой икрой и рыбой бессмысленно», - процитировал профессор слова жителя Владивостока.
Однако профессору все же удалось увыидеть красную икру на рынке по цене 6500 рублей за килограмм и замороженную семгу за 1900 рублей, что гораздо дороже, чем в Пензе.
- Владивосток является, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, одним из самых дорогих городов России. Все продовольственные товары стоят там в среднем в полтора раза дороже, чем у нас. К примеру, литровый пакет молока там можно купить за 150 руб., мясо свиное стоит 450 рублей за килограмм, белый гриб -500 рублей за килограмм. Надо отметить то, что качество хлеба там низкое, - рассказыват Стаценко о стоимости продуктов.
Промышленные товары и товары длительного пользования во Владивостоке в основном японского производства, высокого качества и очень дорогие.Гарантийный срок этих товаров, как правило, 20 лет. Так что они приобретаются один раз на всю жизнь.
- Дороговизна продовольствия связана с тем, что население Владивостока это военные моряки, моряки гражданского флота, работники портов, рабочие-вахтовики. Все они имеют высокие доходы. Их месячная зарплата составляет 200-300 тысяч рублей, - говорит профессор из Пензы. - Приморский край отличается хорошими дорогами, не хуже, чем в Германии и Западной Европе. Основной достопримечательностью Владивостока, где я побывал, является Приморский океанариум, в аквариумах которого представлена вся фауна и флора Тихого океана.
Одной из основных достопримечательностью Владивостока является сеть бесплатных столовых под названием «Одна копейка», где за символическую плату обедают малоимущие.
- Надо особо отметить гуманность местной полиции, которая не обращает внимание на подвыпивших граждан, заночевавших на скамейках парков и скверов, - добавил Александр Стаценко.
Ворнелся в Пензу профессор на самолете, полет составил 9 часов.
- Путешествие вызвало массу положительных эмоций, от которых надо как следует отдохнуть, - заключил Александр Стаценко.