Детские болезни: О чем может говорить замкнутость ребенка?
По поведению малыша можно узнать о его психо-эмоциональном расстройстве
Расстройство аутистического спектра (РАС) –что это такое? Другими словами, это серьезное нарушение психического развития. Расстройство аутистического спектра превращает жизнь ребенка в хаос без правил, поэтому они создают правила, понимаемые только им.
РАС включает в себя группу сложных отклонений, нарушающих развитие общения в раннем детстве. Это препятствует созданию нормальных межличностных отношений.
Нарушения проявляются в трех сферах:
· социальное взаимодействие
· Коммуникация
· Поведение
Проявления РАС: На что стоит обратить внимание?
Нарушения социального взаимодействия
Нарушения социального взаимодействия
Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму Может не проявлять интерес к играм других детей Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам Не улыбается в ответ на улыбку Не реагирует на свое имя Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людямНарушения в сфере коммуникации
Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:
Избегают контакта «глаза-в-глаза» Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии) Используют «управляемую руку» взрослого (подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят поиграть или взять их, указывают на них рукой мамы) Некоторые дети с РАС могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с РАС хуже понимают обращенную к ним речь или позже других детей начинают выполнять инструкции. Может казаться, что ребенок не слышит обращенные к нему слова.Нарушения в поведении
Проявление симптомов этой группы очень разнообразно. Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться. Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки) Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси Часто многократно взмахивает руками Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася светПомимо основной триады симптомов, родителям стоит обратить внимание на следующие особенности ребенка, которые не являются ведущими и очень часто упускаются из виду, к числу таких проявлений относятся:
нарушения моторики (хождение на цыпочках, плохая координация, не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями). обостренная чувствительность (резкая реакция на прикосновения к коже, к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос, непереносимость обычных домашних запахов, музыки, отсутствие реакции на имя). причинение вреда самому себе (сильно ударяется головой, кусает себя, царапается)Коррекция расстройств аутистического спектра – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов. Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с РАС.
Где могут помочь детям с РАС в Пензе?
В нашем центре в помощи детям с РАС принимают участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи, -рассказала руководитель центра "Достижение" Елена Гробова.- Для повышения эффективности коррекционной работы мы используем метод биоакустической коррекции, посредством которого идет активация структур головного мозга, ответственных за организацию речи, при помощи набора музыкальных звуков и вербальных стимулов, предъявление которых согласовано с текущей биоэлектрической активностью головного мозга ребенка.
Результаты биоакустической коррекции:
увеличивается эффективность коррекционно-педагогической работы других специалистов (нейропсихолога, логопеда-дефектолога, психолога); улучшается уровень речевого развития (появляются первые слова, фразы), растет уровень понимания обращенной речи; появляется интерес к общению с родными, включенность в социальные процессы; растет уровень игры, появляются новые игровые интересыНейропсихологический центр "Достижение" работает с понедельника по пятницу с 12.00-20.00 и находится по адресу: г. Пенза, ул. Богданова, 51а. Всю необходимую информацию и бесплатную консультацию можно получить по телефонам: 8 (8412) 25-06-06; 8 (927) 375-06-06. Телефон рководителя центра "Достижение" Елены Гробовой: 8 (937) 401-21-13.