Защитим «братьев наших меньших»(Народная новость)
Место бездомных собак могут занять крысы
С середины февраля в Пензе началась массовая травля бродячих собак. Только за прошедшую неделю на улицах и во дворах города было отловлено и, очевидно, уничтожено несколько десятков бездомных животных.
Прикрываясь непонятным для многих словцом «эвтаназия» (а это значит добровольный уход из жизни), внесенным нашим законодательством в правила содержания домашних и отлова бродячих животных, истребляются «братья наши меньшие», которых человек, опять же по закону, должен защищать.
До чего коротка наша память! Еще 10-15 лет тому назад бродячих собак в нашем городе было мало. В некоторых районах, в частности, ГПЗ-24, на помойках хозяйничали крысы, являющиеся, как известно, переносчиками чумы и любителями полакомиться пластиком полиэтиленовых труб и изоляционным материалом электропроводки, что являлось причиной коммунальных аварий.
На мой взгляд, прежде, чем пойти на такое вероломное вмешательство в городскую экосистему, чиновники должны были посоветоваться с экологами и усвоить раз и навсегда закон экологической ниши, который гласит, что место истребленной в экосистеме популяции занимет другая, более агрессивная.
А, следовательно, место бродячих собак займут крысы со всеми вытекающими последствиями. Если у наших властей есть желание и возможность бороться с чумой, то добро пожаловать!
Мои выводы вполне обоснованы. В 90е годы прошлого столетия я был свидетелем полседствий истребления собак в соседней Украине, в Киеве, где крысы поселились почти в каждом автомате газированной воды.
Старшее поколение помнит результаты борьбы китайцев с воробьями, в результате чего саранча уничтожила в Китае весь урожай зерновых культур. Пришлось завозить воробьев из-за границы.
Не случайно в Букенгемском дворце в Лондоне существует специальная служба по разведению собак и кошек, тратящая на это «удовольствие» немалые бюджетные деньги.
В свое время обожглись на крысах. Вот и думается в этой связи: не наступить бы нам на эти грабли.
Что я могу предложить? Организовать питомники. Все-таки на них выделено 22 миллиона, можно за эти деньги что-то уже сделать. И там держать и обследовать всех животных, которых подозревают в агресии или в том, что они больны. Зараженных бешенством, конечно, усыплять.
Но по поводу агрессии: бездомные собаки ее проявляют даже реже, чем домашние. У них другая психология. Они - побирушки, а не хищники и не агрессоры. Нападают только в том случае, если их пытаются ударить или обидеть. Да и тогда, чаще всего, они просо пытаются убежать.
Александр Стащенко, профессор кафедры экологии ПГУ.