Progorod logo

«Зачем они так делают?» Купили с семьёй три места в купе, но четвёртое тут же заняли - история из поезда

21:00 26 декабряВозрастное ограничение16+
Прогород

Вы покупаете три билета в купейный вагон на семью. Логика проста: четвертое место, скорее всего, останется свободным, и у вас будет почти личное пространство на всю долгую дорогу. Вы уже мысленно раскладываете вещи, строите планы на уютную поездку. И вот за минуту до отправления дверь купе открывается. На пороге — посторонний человек. Он вежливо кивает, закидывает свой рюкзак на оставшееся верхнее место и устраивается. При этом в вагоне полно абсолютно пустых купе. Знакомая история? Такое случается сплошь и рядом, и каждый раз в головах у «первые трое» возникает один и тот же вопрос: зачем они так делают? Что движет этим четвертым пассажиром?

Официальная версия: система не виновата?

Самое простое объяснение — техническое. Человек мог купить билет онлайн или в кассе, просто выбрав любое свободное место. Система ему это свободное место и выдала. Кассир на вокзале, увидев запрос на одно верхнее, вряд ли станет уговаривать: «Знаете, там семья, может, в другое, пустое?». Ему нужно продать билет. Версия о том, что пустые купе «берегут» для групп, звучит как конспирологическая, но некоторые пассажиры в нее свято верят. Дескать, логистика продаж выстроена так, чтобы максимизировать прибыль, а не комфорт, пишет автор дзен-канала 1520. Все о путешествиях.

Психология одиночества в замкнутом пространстве

А теперь отбросим технику. Вспомним про человеческий фактор. Представьте себя на месте одинокого путешественника. Длинный путь, ночь в поезде. Вы заходите в вагон и видите: вот полностью пустое купе — тишина, четыре голые полки. А вот — купе, где уже сидят мама с детьми, пахнет пирожками, слышен смех. Где вам будет психологически комфортнее? Многим, как ни странно, именно в компании. Пусть и чужой. Это создает иллюзию безопасности, защищенности. В пустом купе можно и струхнуть, особенно если едешь впервые или в темное время суток. Так что человек, который занял четвертое место в купе с семьей, мог руководствоваться не логикой, а инстинктом.

Стратегические игры с бронированием

Существует и более циничное объяснение, основанное на наблюдениях бывалых пассажиров. Некоторые покупают билет в неудобное, но единственно свободное место (например, то самое верхнее в почти полном купе) за 8-10 дней до отправления. А потом начинают играть в «лотерею». Они следят за системой, ожидая, когда начнется активная продажа билетов и кто-то сдаст свое место в полностью пустом купе. За 20 минут до окончания периода бесплатной сдачи они мониторят сайт, быстро сдают свой старый билет и хватают новый — уже в желанном одиночестве. Это риск, но для кого-то это азартная игра, где на кону стоит комфорт целой поездки.

Кто виноват и почему всем тесно?

Корень проблемы, конечно, не в хитрых пассажирах или нерадивых кассирах. Он в устаревшей системе продажи, которая рассматривает купе не как целостный продукт, а как набор разрозненных полок. Семья из трех человек не может «забронировать» купе частично. Система не отдает приоритет тем, кто готов выкупить сразу три или четыре места. В результате получается патовая ситуация: одиночки раскиданы по разным купе, занимая в каждом по койке, а семьи не могут найти себе цельного угла. Пока РЖД не внедрит гибкие тарифы (например, «купе для троих» по фиксированной цене), вопрос «зачем они так делают?» будет возникать снова и снова. И правда у каждого ответа будет своя: от страха одиночества до холодного расчета.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: