Можно ли обгонять справа по дополнительной полосе или за это прилетит штраф: в ставим точку в этом простом вопросе
Попробуйте произнести фразу «обгон справа запрещён» в любой водительской компании. Реакция будет мгновенной: кто-то авторитетно кивнет, кто-то закатит глаза, а третий полезет в телефон доказывать свою правоту. Этот вопрос — идеальная почва для споров, мифов и неправильных трактовок. Давайте наконец поставим точку в этом кажущемся простом вопросе. А для этого придётся закопаться в правила поглубже.
Обгон или опережение? Сначала разберёмся в букве закона.
Ключ к разгадке лежит не в интуиции, а в чётких определениях ПДД. И здесь есть сюрприз: понятия «обгон справа» в современных правилах… не существует. Вообще. То самое правило, которое все помнят из автошколы, претерпело изменения. Раньше и правда было написано: «Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны». Но эта норма канула в Лету ещё в начале 2010-х, пишет источник.
Сейчас в ПДД есть жёсткое разграничение. Обгон — это всегда выезд на полосу встречного движения. Встречная полоса у нас слева, верно? Следовательно, обгонять можно только слева. Всё, что не связано с выездом «на встречку», называется опережением. То есть движение быстрее попутной машины по соседней полосе. И вот тут-то начинается самое интересное.
Так можно ли «обогнать» справа? Или это опережение?
Если строго следовать формулировкам, то «обгон справа» — это нонсенс, что-то вроде «сухого дождя». Встречная полоса справа? Только если вы не едете по дороге с левосторонним движением. Но опережение справа — вполне реальный манёвр. И вот что говорит закон: прямого запрета на опережение по правой полосе — нет. Да, есть рекомендация держаться правого ряда и правило «помехи справа», но если вы двигаетесь по своей полосе и просто едете быстрее машины слева, нарушения нет.
Типичная ситуация: грузовик тащится в левом ряду, а вы, не меняя скорости, проезжаете мимо него по правой. Это не нарушение. Другое дело, если вы специально перестроились в правый ряд, ускорились, чтобы объехать кого-то, а потом вернулись обратно. Это уже опасно и может попасть под другие статьи — например, под «перестроение без подачи сигнала» или «небезопасное перестроение». Но штрафа именно за «обгон справа» вам не выпишут. Потому что его, повторюсь, в природе не осталось.
Мифы, реальность и прочая опасная лирика.
Почему же этот миф так живуч? Виной всему привычка и старая школа. Инструкторы десятилетиями вбивали это правило в головы. Да и логика подсказывает: левый ряд для быстрых, правый — для тихоходов. В идеальном мире так и есть. Но наш мир далёк от идеала: кто-то в левом ряду «висит», разговаривая по телефону.
Главная опасность опережения справа — в слепых зонах. Водитель в левом ряду меньше всего ждёт, что его кто-то опередит справа. Особенно на многополосной трассе. Риск столкновения при таком манёвре возрастает в разы. Поэтому даже если закон не запрещает такое опережение, здравый смысл и безопасность часто диктуют обратное. Лучше потерпеть, моргнуть дальним светом или мягко подать сигнал, чем лихо проскочить справа и стать участником ДТП.
Так что точка в этом вопросе ставится чётко: штрафа за гипотетический «обгон справа» не существует. Существует риск, невнимательность и непонимание правил. Думайте не о том, как обойти закон, а о том, как безопасно добраться до цели. Это и есть главный пункт любых ПДД.