Полное фиаско: история о том, как сорвалась кража в прямом эфире
Год назад на всю страну погремела новость о новой схеме кипермошенников, которые научились красть деньги с использованием трансляции экрана смартфона.
Злоумышленники работают в парах: звонят жертве в мессенджерах под видом крупных банков, после чего просят включить демонстрацию экрана, чтобы «улучшить работу системы». Такой не слишком технически сложный способ позволяет киберпреступникам получить достаточно информации, которая пригодится для взлома личного кабинета клиента банка.
В схожей ситуации оказалась и 29-летняя жительница Пензы. Чтобы сбить ее с толку, аферисты решили провернуть многоступенчатую схему развода. Дело было вечером.
Девушке позвонила неизвестная, которая представилась сотрудником местной поликлиники, и сообщила о том, что уже завтра СНИЛС будет действовать в новом цифровом формате, поэтому необходимо назвать номер своего персонального идентификатора для получения нового документа.
Пензячка, не раздумывая, произнесла номер документа, однако когда незнакомка попросила повторить его, горожанка заподозрила неладное и положила трубку.
Спустя минуту поступил повторный звонок с прошлого номера, на который девушка не ответила.
Затем через 20 минут горожанке поступил звонок от неизвестного. Мужчина представился специалистом техподдержки портала госуслуг и сообщил, что был взломан ее личный кабинет. Чтобы настроить жертву на диалог, мошенник включил психолога и прочитал для нее мини-лекцию о том, что ни в коем случае нельзя называть свои личные данные третьим лицам. После чего настоятельно попросил не класть трубку и дождаться пока ее свяжут со «специалистом Центробанка», который якобы узнает, не были ли оформлены на девушку кредиты или списаны деньги со счетов. Удивительно, но стандартная байка аферистов, набившая не одну шишку и широко известная среди граждан, снова сработала.
Девушка повелась и дождалась, пока ее свяжут со специалистом банка. Для удобства он предложил продолжить разговор в мессенджере по видеосвязи дабы не занимать линию. Однако это не смутило пензячку. Во время беседы мужчина попросил включить демонстрацию экрана.
Далее он якобы в целях безопасности узнал по своим каналам, что действительно от лица гражданки были поданы заявки на одобрение кредита в трех банках, причем один из них «спонсирует террористов».
Для сохранности сбережений «сотрудник Центробанка», представившийся гражданином Ефимовым, попросил объяснить всю ситуацию следователю. Только говорить с ним нужно будет обязательно по видеосвязи через мессенджер без третьих лиц. Девушка и в этот раз не поняла, что общается с аферистом и ответила на звонок якобы майора юстиций, некого Разумовского.
После чего вновь с ней связался лжесотрудник банка и попросил перевести накопления со своей карты на другую. Все это время мужчина вел видеотрансляцию экрана смартфона горожанки. Но когда банк отказал в переводе из-за подозрений на мошеннические действия, злоумышленник попросил связаться с сотрудником колл-центра банка, чтобы разблокировать операцию. И это уже был третий тревожный звоночек.
Волей судьбы девушке повезло: ее спасло, что сотрудник банка попросил назвать кодовое слово для подтверждения личности. Но пензячка забыла его, чем огорчила лжесотрудника Центробанка, который сказал, что перезвонит на следующий день для дальнейшего решения вопроса с сохранностью денег.
Во время разговора девушка находилась на улице. И когда пришла домой, осознала на холодную голову, что чуть не попалась на удочку мошенников. Поэтому сразу же перезвонила в банки и попросила заблокировать счета.