Progorod logo

Жители Пензы почтили память Льва Ковалевского, на счету которого было около 100 рационализаторских предложений

6 августа 14:25Возрастное ограничение0+
фото автора

Сегодня, дорогие читатели, мы хотели бы рассказать о нашем земляке, который в свое время вырастил не одно поколение студентов.

Год назад, 4 августа, ушел из жизни Лев Владимирович Ковалевский. Ему было 85 лет.

Мы, к сожалению, виделись с ним всего один раз и толком не смогли нормально пообщаться, поэтому решили узнать у его близких друзей и знакомых, каким им запомнился Лев Владимирович.

Лев Ковалевский родился в Пензе. Его мама Софья Ковалевская работала учителем в 19-й школе, отца он потерял еще мальчишкой: младший лейтенант Владимир Дорофеевич погиб в первые дни Великой Отечественной войны.

Окончив 19-ю школу, Лев Ковалевский поступил в Политехнический институт на факультет вычислительной техники. Категорически ему нравилась учеба в вузе, что он решил посвятить жизнь педагогике и научной деятельности. Преподавал как в родном вузе, так и в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Даже получил степень кандидата технических наук.

В свое время работал в закрытом НИИ, где занимался восстановлением и сохранением данных с помощью оптических носителей. На его счету более 100 рационализаторских предложений.

По уходу на заслуженный отдых, Ковалевский переехал жить в родительский дом на ул. Школьной в Ахунах.

«Ахуны для него были сказочным местом. Он был очарован этим микрорайоном, говорил, что чувствует здесь себя как в раю: дубы над дорогой свисают, речка в кувшинках и лилиях, вокруг птицы поют», - вспоминает местный художник-живописец, друг семьи Ковалевских Михаил Калинин.

Именно в Ахунах Лев Владимирович освоил резьбу по дереву. Начал с того, что сделал наличники, задекорировал входную дверь, а в самом доме своими руками из липы сделал мебель, в частности, стол, стулья и кресло-качалку. А еще он умело делал изящные рамы для картин, которые сегодня украшают стены родительского дома.

По словам Михаила Калинина, в доме на ул. Школьной висит картина, написанная его сыном Андреем – молодым скульптором. Юноша изобразил русского ученого, механика, скульптора Андрея Константиновича Нардова, который также известен как изобретатель токарно-винтового резного станка. Этому полотну Лев Владимирович отвел особое место – рядом с креслом-качалкой, где любил проводить последнее время.

Есть в фамильном доме и картина, написанная самим Михаилом Калининым. Художник изобразил Ковалевского в мастерской.

Кто-то коллекционирует книги или фарфор, а у Льва Ковалевского была другая страсть. Он коллекционировал работы молодых и опытных местных художников. Специально для этого Лев Владимирович ездил в Пензенское художественное училище, чтобы найти талантливых ребят, готовых написать для него картины. С годами его коллекция разрослась до целой частной галереи, где представлены пейзажи, портреты знаменитых артистов и кораблей и даже картины известного художника Леонида Попова. Особо ценны для местных жителей работы, посвященные Ахунам. Ради картин Лев Ковалевский предлагал своим товарищам по бартеру обменять полотна на роскошные резные рамы.

Лишь на пенсии Ковалевский освоил сотовый телефон, откуда черпал важную для себя информацию. До этого он изучал все в местной библиотеке.

Близкие друзья говорят в один голос, что Лев Ковалевский - уникальный собеседник, с которым можно было поговорить абсолютно на любую тему: и о живописи, и на светскую тему, и даже подискутировать о войне. Порой люди с богатым жизненным опытом просили у него совета. А еще Ковалевский увлекательно рассказывал анекдоты с глубоким подтекстом.

Последние годы своей жизни Лев Владимирович по состоянию здоровья оставил свое увлечение резьбой деревом, поскольку отказали ноги… В этот сложный период его поддерживала супруга Римма Васильевна¸ благодаря которой он и дожил до глубокой старости.

Интересно, а помнят ли Льва Владимировича его студенты?

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: