Оружие победы: штурмовик Ил-2
Первый советский штурмовик с бронированным корпусом
От автораПо поводу этого самолета всегда кипели споры: то он самый плохой и сбиваемый, то он лучший из самолетов. И те, и другие суждения в чем-то правы. Ил-2 был самым массовым и самым сбиваемым самолетом Второй Мировой войны. Из 36 тысяч экземпляров 12,5 тысяч было потеряно в боях. Еще с десяток тысяч вернулись на базы в таком состоянии, что сами пилоты не понимали, почему они все еще живы. Самолеты, естественно, отправлялись в утиль. Очень многие самолеты разбились из-за плохой видимости и поломок.
С другой стороны, не было в СССР тактических наработок для действий штурмовой авиации. Да и действовать штурмовики должны были непосредственно под огнем противника. То есть лезть на зенитки и плотный огонь противника. Немцы окрестили Ил-2 многими прозвищами: "бетонный самолет", "цементированный бомбардировщик". Пехота вермахта величала его "мясник", "мясорубка", "Железный Густав", «Чума» или «Черная смерть». За красивые обводы крыла таких прозвищ не дают.
После Первой Мировой войны мировые державы пришли к выводу, что авиация является одним из решающих родов войск. Однако, в Советском Союзе поняли, что в армии должны быть еще и штурмовики.
Начались разработки. Первые советские штурмовики делались просто и почти кустарно: серийные самолеты обвешивали броней. Это утяжеляло машину, снижало ее скорость и маневренность. Штурмовик не должен быть "летающим валенком". Он должен быть достаточно маневренен, чтобы уходить из-под огня противника. А как иначе? Штурмовик создавался именно для того, чтобы в него стреляли из всего, что только стреляет.
Ильюшин, бывший тогда начальником Главка авиационной промышленности, пришел ко мнению, что обвешивать броней уже существующие самолеты - тупиковый путь. Он написал письмо Сталину, в котором просил поручить ему разработку нового штурмовика. Сталин разрешил, но через целых пять месяцев.
Тогда Ильюшин предложил собрать самолет, в котором броня не будет навешена на конструкцию, а станет ее составной частью. Идея стального "кокона" прижилась. Его толщина колебалась от 4 до 8 миллиметров, но тщательно рассчитанные углы наклона заставляли рикошетить большинство снарядов. Вес бронированной носовой части составлял 700 килограммов. В ней расположились пилот, мотор, радиатор охлаждения мотора, топливный бак. Таким образом, все жизненно важные "органы" самолеты оказались под надежной защитой. На фото Ил-2 после аварийной посадки. Когда его найдут и починят - снова будет летать.
Изначально Ильюшин разработал самолет для двух членов экипажа: пилота и стрелка, выступавшего еще и в роли штурмана и наводчика для бомбометания. Однако, из-за отсутствия достаточно мощного мотора от стрелка пришлось отказаться. На его место поставили дополнительный топливный бак и еще немного брони. Кабина осталась точно такой же, но ее закрыли стальным колпаком. Позже это поможет в полевых условиях.
Одноместный вариант Ил-2 стал быстрее, маневреннее, но это не помешало немцам сбивать их целыми эскадрильями. Особо ушлые пилоты, желая хоть как-то напугать атакующих сзади сверху "мессеров" крепили сзади швабру, имитирующую пулемет. Толку от нее было ровно столько же, сколько и от несуществующего бортстрелка.
Позже, наплевав на запреты, потерю скорости и прочее в эскадрильях прорезали в задней части кабины дыру, стеклили ее и ставили внутрь 12.7-миллиметровый пулемет на самодельной турели. Когда в первый раз после такой доработки эскадрилья пошла на вылет, немцы уже привычно зашли из верхней полусферы и были встречены настолько плотным огнем, что почти мгновенно потеряли десять "мессеров". Еще примерно столько же бросились врассыпную, более озабоченные вопросами банального выживания, а не тем, что сейчас Илы распистонят колонну танков. На фото искадрилья Ил-2 наносит "дружеский визит" на немецкий аэродром.
Вскоре на заводах принялись делать двухместную модификацию. Благо, к тому времени появился двигатель необходимой мощности. И все равно Ил-2 гибли чаще остальных. Часто они возвращались "домой" с живым пилотом и мертвым стрелком - бронирования задняя кабина не имела. Частенько стрелков укатывали и лихие маневры пилота: они просто разбивали головы о кабину. Стрелок сидел на простой брезентовой лямке и часто бывало так, что она рвалась. Место бортового стрелка прочно получило репутацию места для "штрафников". В среднем, один пилот переживал 6-7 стрелков.
Тактика боя
Еще под Москвой пилоты Ил-2 поняли, как им сохранить свои жизни и не дать немцу отстрелить деревянные хвост и крылья. Появился прием "круг". Самолеты выстраивались кольцом и получалось так, что каждый самолет прикрывал хвост другого. При появлении противника они стаей набрасывались на истребители немцев, которым хватало и одного попадания из 37-миллиметровой авиапушки. Из 23-миллиметровых пулеметов приходилось пострелять немного подольше.
Еще одним тактическим приемом стало освобождение самолета от бомбовой нагрузки сразу. Вся эскадрилья, а порой и полк, начинал пологое пикирование на цель. По бокам группы шли "снайперы" - их задачей было нейтрализовать зенитки. Выявлять зенитную артиллерию не требовалась - она сама себя выдавала после первого же выстрела. Во второй заход самолеты избавлялись от восьми реактивных снарядов с внешней подвески. Третий заход - зачистка пушками и пулеметами.
Еще одним видом вооружения, несправедливо забытым, были авиагранаты. Это обычная граната без предохранительной чеки, подвешенная на маленьком парашюте. В транспортном положении парашют был уложен в специальной цилиндрической коробке, жестко закрепленной на соединительной втулке взрывателя. Легкая жестяная крышка парашютной коробки, скрепленная с купола парашюта, принудительно открывалась при сбрасывании боеприпаса, чем гарантировала раскрытие парашюта. Гранаты, под действием парашютов, быстро отставали от носителя на расстояние, вполне достаточное для приведения в действие дистанционного взрывателя. Взрываясь, корпуса боеприпасов дробились на 100-130 осколков, образуя зону сплошного поражения радиусом 8-10 метров. Отдельные осколки корпуса боеприпаса разлетались на дальности до 40-50 метров.
Натыкаясь на такую плотную завесу осколков, самолет довольно быстро превращался в дуршлаг и терял боевую ценность. На фото - опись попаданий для последующего ремонта. Этот Ил либо наткнулся на авиагранату, либо на очередь немецкого пулемета. Циферки около пробоин - порядковый номер попадания.
Незадолго до боев на Курской Дуге Илы получили новое вооружение: бомбы-малютки весом всего в 2,5 кило и кумулятивным зарядом весом в 1.5 кило. При всей своей "игрушечности", эти бомбы могли выжечь все живое на полосе шириной 40 и длиной 100 метров. Секрет прост: эти бомбы часто просто засыпали в бомболюк без счета. При максимальной бомбовой нагрузке 400-600 килограмм количество таких боеприпасов выходило просто огромным. Так Ил-2 стал по-настоящему противотанковым самолетом. На фото то, что остается после попадания нескольких таких бомб.
Как итог
Ил-2, не отличавшийся ничем особым, стал настоящим оружием Победы. Как и Т-34, он был простой, массовый и надежный. Нередко бывало так, что совершая аварийную посадку, экипаж отделывался несколькими синяками да испачканными с перепугу портками. Бронированная "люлька" как настоящий танк делала просеку в лесу, куда падал самолет.
Немцы панически боялись этого "цементированного бомбардировщика". Не раз бывало так, что рассчет зенитки, сделав пару выстрелов, бросался врассыпную. Правда, когда самолет начинал выходить из пике, подставляясь полностью, немцы кидались обратно и, если орудие оставалось целым, даже открывали огонь.
Ил-2, даже с учетом астрономических потерь, стал одним из лучших самолетов Второй Мировой войны и положил начало всей мировой штурмовой авиации.