Progorod logo

Председатель Пензенской еврейской общины рассказал, почему пьют в Песах 4 бокала вина, а не 5

23 апреля 17:01Возрастное ограничение0+
фото из архива Бориса Лейкина

22 апреля Пензенская еврейская община отметила Песах. О традициях праздника, о сходствах и различиях с христианской Пасхой, - в нашем материале.

Самый древний из еврейских праздников Песах связан с одним из важнейших событий в истории этого народа. Он знаменует исторический Исход евреев из Египта и свободу от рабства.

Он знаменует исторический Исход евреев из Египта и свободу от рабства.

Еврейская Пасха «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. С христианской Пасхой, которая означает «воскрешение» Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Так,например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками.

Как нам рассказал председатель еврейской общины Борис Лейкин, начинают отмечать Песах на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, который соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах увеличивается ещё на сутки.

В этом году праздничные дни выпадают на период с вечера 22 апреля (понедельник) до ночи 30 апреля (вторник). Так как в Иудаизме используется Лунный календарь, день начинается с вечера.

«В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — особая еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение», - рассказывает Борис Рувимович.

Зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима. Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, поначалу отпустивший евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Борис Лейкин отмечает, что одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пить пиво и другие спиртные напитки на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе еврейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им приходилось питаться пресной мацой.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Что касается традиций Песах, они остаются неизменными уже на протяжении 3000 лет. Как раз в сохранении традиций и ценностей и есть один из смыслов Песах.

Он знаменует исторический Исход евреев из Египта и свободу от рабства. Еврейская Пасха «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни.

С христианской Пасхой, которая означает «воскрешение» Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Так,например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками.

Как нам рассказал председатель еврейской общины Борис Лейкин, начинают отмечать Песах на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, который соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах увеличивается ещё на сутки.

В этом году праздничные дни выпадают на период с вечера 22 апреля (понедельник) до ночи 30 апреля (вторник). Так как в Иудаизме используется Лунный календарь, день начинается с вечера.

«В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — особая еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение», - рассказывает Борис Рувимович.

Зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима. Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, поначалу отпустивший евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Борис Лейкин отмечает, что одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пить пиво и другие спиртные напитки на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе еврейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не

Перейти на полную версию страницы