Progorod logo

История одного автомобиля: «Москвич-412»

25 марта 2013Возрастное ограничение

Обзор культового автомобиля 60-70-х годах

На момент своей постановки в производство в 1967 году «Москвич-412», как и «Москвич-408», собирался в кузове образца 1964 года, с каплевидными вертикальными задними фонарями и круглыми фарами спереди. Ряд узлов 412-го «Москвича» не вписывались под капот пространство 408-го кузова. Поэтому самые первые экземпляры новой модели сходили с конвейера в кузовах, специально доработанных за счет изменения ряда элементов. Позже был разработан унифицированный кузов со старым оформлением, но пригодный для установки и 408-го, и 412-го моторов без переделок.

Одновременно с началом выпуска началась и разработка для обновленного кузова, причем перед его создателями была поставлена цель максимальной унификации. Должны были остаться неизменными проемы дверей и крыша. Задача была действительно сложной: не меняя общей конструкции кузова, придать автомобилю принципиально другой вид.

В результате модернизации с декабря 1969 года обе модели получили измененный кузов, в который без переделок могли быть установлены оба имевшихся в производстве силовых агрегата. Помимо этого модернизированный кузов был доведен до соответствия принятым в те годы требованиям пассивной безопасности и даже прошел испытаниями во Франции. После этого к обозначениям обеих моделей были добавлены буквы ИЭ.

Вообще, «Москвич-412ИЭ» стал первым советским автомобилем, на котором вопросам пассивной безопасности было уделено серьезное внимание. Даже декоративные «клыки» на бампере выполняли защитную функцию - они предотвращали подныливание автомобиля под препятствие.

Визуально обновленный автомобиль выглядел так за счет горизонтальных фонарей с треугольными указателями поворота сзади и прямоугольных фар производства ГДР. Сохраняя декоративные плавники, символизирующие преемственность дизайна автомобилей марки, «Москвич» получил принципиально новое оформление передка.

В серию эти машины пошли на МЗМА с декабря 1969 года, и примерно тогда же на Ижевском заводе. Параллельно «Москвич-412» получил салон с раздельными передними сидениями и рычаг коробки передач в полу. «Москвич-408» также получил раздельные сидения, но рычаг переключения передач еще какое-то время оставался на рулевой колонке.

Помимо этого, на протяжении всего выпуска в конструкцию автомобиля вносились и другие, менее заметные изменения и улучшения.

С 1969 года «Москвич-412ИЭ» стал базовой моделью Московского завода, но выпуск «Москвича-408ИЭ» при этом был сохранен. Экспортные продажи его практически прекратились, но внутри СССР автомобиль все еще пользовался спросом в основном из-за менее требовательного к материалам мотора.

Новый автомобиль сохранил главный недостаток своего предшественника. При узком и высоком кузове центр тяжести был выше, чем в других автомобилях. Это не лучшим образом сказывалось на устойчивости и управляемости машины. Это стало особенно заметно при сравнении с появившимися в то же время «Жигулями», имевшими более оптимальное соотношение высоты центра тяжести и колеи. С другой стороны, грузоподъемность ВАЗов и живучесть их ходовой части были существенно ниже.

Мотор


Топливный насос нового ижевского мотора был склонен к перегреву при высокой температуре окружающего воздуха. Это вызвало к жизни немало водительских хитростей, призванных обеспечить бесперебойную подачу бензина в сильную жару. Коробку передач на эту машину фактически переставили с 407-го Москвича, поэтому со временем поиск необходимой передачи снал напоминать поиск ложкой куса мяса в огромной кастрюле супа. Но во всем остальном, автомобиль унаследовал характерные для своих предшественников простоту конструкции, надежность, неприхотливость к условиям эксплуатации и ухода.

В 1971 году завод МЗМА был реконструирован и после пуска нового конвейера, объем выпуска «Москвичей» увеличился почти в два раза.

В том же году интерьер Москвичей производства АЗЛК прошел модернизацию: панель приборов вместо нескольких отдельных мягких накладок получила одну общую, появились новые обшивки дверей, внутренние ручки, и так далее.

ВОобще модель 412ИЭ стоит воспринимать как переходную. Именно таким образом, за счет «переходных» серий, происходила смена поколений на МЗМА в 50-е и 60-е годы.

Несмотря на многочисленные попытки заводских конструкторов в начале 70-х спроектировать автомобиль, сочетающий новый, современный кузов и механику 412-й модели, замена семейству фактически появилась только в 80-е годы. По сути это вообще был совершенно другой автомобиль, но о нем разговор будет в последующих выпусках нашей рубрики.

Спортивные успехи автомобиля


Благодаря своей надежной и живучей конструкции и мощному двигателю «Москвичи-412» неплохо выступили в пробеге «Лондон — Сидней» расстоянием 16 тысяч километров заняв четвертое место в общем зачете. А на ралли «Лондон — Мехико» протяженностью 26 тысяч километров команда заняла третье место в общем зачете, уступил лишь заводским командам фирм Ford и British Leyland.

Справедливости ради отметим, что в этих пробегах «Москвичи» соревновались с намного более дорогими, крупными и мощными автомобилями. Например, с такими, как Ford Falcon GT с двигателями I6 и V8. К тому же модификаций на «Москвичах» было минимум, а иномарки практически полностью переделывались.

Список модификаций включал лишь местное усиление кузова, каркас безопасности из труб, «люстру» противотуманных фар, кенгурятник, защиту картера двигателя, высотный корректор в карбюраторе, навигационные приборы, дополнительный топливный бак и диски колес увеличенной ширины. Спортивный Москвич потяжелел на 500 килограмм, а мощность мотора ручной сборки лишь немного превосходила показатели штатного.

В 1972 году на базе М-412 был построен спортивный М-412Р с форсированным двигателем с двумя распределительными валами и литыми легкосплавными дисками. Эта машина предназначалась для участия в общесоюзном первенстве. До восьмидесятых годов и появления переднеприводных автомобилей «Лада», «Москвичи» считались одними из наиболее перспективных для спорта советских автомобилей.

В августе 1968 года серийный «Москвич-412» стал на чемпионате страны первым, что уже говорит за пригодность этого автомобиля для ралли. Всего на счету этой модели 15 побед в общесоюзных чемпионатах.

Спортивные успехи существенно влияли на коммерческий успех «Москвичей», получивших известность как крепкие и надежные машины. После марафона «Лондон-Сидней» продажи советских автомобилей за рубежом ощутимо пошли вверх. К сожалению, к середине семидесятых позиции в мировом автоспорте пришлось сдать. Базовая модель АЗЛК к этому времени успела основательно устареть, а готовившуюся ей замену поставить на конвейер не удалось. Волжский же завод настоящего спортивного автомобиля создать так и не смог.

Перейти на полную версию страницы