Блокадник: «За бриллиантовую брошь мне дали буханку хлеба»

Пензенец вспоминает о жизни в окруженном Ленинграде

27 января — памятная дата. Именно в этот день была снята блокада Ленинграда. В этом году город на Неве отмечает круглую дату - Ленинград освободили от блокады ровно 70 лет назад, в 1944 году. 

Портал vPenze.ru накануне этой памятной даты публикует воспоминания пензенца, который в юные годы пережил все ужасы этой блокады. Виктор Барчуков рассказал о жизни в городе, связь с которым была возможна только по тонкому льду Ладожского озера. В то время ему было всего 7 лет.


Страшное время
-Я до сих пор с содроганием сердца вспоминаю то время, - рассказывает Виктор Барчуков. – В квартире не было ни света, ни воды, кругом полная разруха. Чтобы согреться, я лежал с мамой под ворохом одеял и пальто. Так и спали. Но однажды утром я не почувствовал материнского тепла. Мамы не стало во сне…
Витя остался с бабушкой. Она была уже без сил и не вставала с постели. Но пожилая женщина успела преподать внуку науку выживания.
- Бабушка рассказала, как варить картошку, топить буржуйку и печь лепешки из лебеды, - вспоминает Виктор Васильевич.

Мудрая женщина всегда откладывала небольшой кусочек от пайки и таким образом создавала стратегический запас продуктов. Когда есть стало совсем нечего, бабушка приняла трудное для себя решение.
-Она дала мне свою бриллиантовую брошь, - вспоминает пенсионер-блокадник. - Зажав драгоценность в кулачке, я отправился к спекулянтам. За нее я получил лишь буханку хлеба и немного крупы. Увидев мою добычу, бабушка тихо заплакала… Через день после этого она умерла.

Остаться в живых
В то время специальные бригады ходили по квартирам и собирали трупы. Тело матери Виктора забрали сразу же, а вот тело бабушки находилось рядом с ним еще два дня. Оставшись совсем один, маленький Витя стал вспоминать все, чему его учили.
«Надо все время быть в движении, не расслабляться. Движение – это жизнь!» – часто говорила Вите бабушка.
Две недели семилетний ребенок ел то, что осталось из запасов.
-А потом меня вместе с другими сиротами отправили по Ладожскому озеру на большую землю, - вспоминает Барчуков. - Но когда мы плыли, началась бомбежка. И два впереди идущих катера затонули. Это было чудовищное зрелище. Дети на нашем судне закричали от ужаса, когда услышали взрыв и увидели, как огненным столбом над водой подбросило маленькие тела. Всю оставшуюся дорогу мы жались друг к другу и тихо плакали…

После блокады
В детдоме жизнь была тоже не сахар. Все ленинградские дети поступали туда с диагнозом дистрофия. -Помню, за еду мы решали деревенским ребятам задачки,  - поделился Виктор Васильевич. – Чувство постоянного голода у меня прошло только спустя 10 лет, когда я уже служил в армии.
Отдав долг Родине, Виктор попал на пензенский завод имени Фрунзе. Работал и параллельно учился на вечернем отделении института. В Пензе Барчуков женился. Здесь родился его сын и внучка.
-Я видел войну глазами ребенка – страшную и беспощадную. Выдержав голод и жизнь в детдоме, не привык жаловаться на судьбу. Но не дай Бог моим детям и внукам, да и всем следующим поколениям, пережить такие испытания, которые выпали на мою долю, - говорит Виктор Васильевич.
 

...

  • 0

Популярное

Последние новости